Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Карьерновская средняя школа» Сакского района Республики Крым РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО /З.Н.Абкелямова СОГЛАСОВАНО Заместитель-директора МБОУ /чявская средняя школа» А. А. Лукашенко niwtfrrfcb ФИО МА.Агги* 202jr. подпись ФИО Протокол заседания ШМО от 01 марта 2023 г. № 02 ДОПОЛ НИТЕ Л ЬН АЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ» Направленность: естественнонаучная Срок реализации программы - 1 год Вид программы: модифицированная Уровень: базовый Возраст обучающихся: 11-14 лет Составитель: Ф.И.О. Елкова О.В. Должность: учитель биологии и химии 2023г. школа» Л>ИО .023г. № 35 — ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Человек и его здоровье» составлена в соответствии со следующей нормативно-правовой основой: Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 1 июля 2020 года) [7]; Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 31 июля 2020 года) [8]; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"; Концепция развития дополнительного образования детей, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р [3]; Федеральный проект «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3 [18]. Направленность программы - естественнонаучная Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность, отличительные особенности программы. Новизна рабочей программы заключается в том, что она отражает сведения о том, что экологические проблемы, стремительный ритм жизни, нерациональное питание оказывает пагубное влияние на состояние здоровья человека. Важное место отведено вопросам сохранения и укрепления здоровья человека, профилактике заболеваний, безопасного поведения в окружающей среде. Актуальность программы: Здоровье - главная ценность в жизни любого человека. На сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья населения - одна из наиболее актуальных проблем современности, показатель качества жизни. Здоровый образ жизни определяется следующими существенными признаками: духовное оздоровление, психологическое оздоровление, физическое оздоровление. Вести здоровый образ жизни - это значит самосовершенствоваться духовно, психически и физически, улучшать социально-экономические условия жизни. Поэтому, необходимо своевременно готовить специалистов, для участия в поиске решения встающих перед человечеством проблем, привлекая внимание школьников к проблемам здоровья человека и их профилактике. Педагогическая целесообразность образовательной программы “Человек и его здоровье” определена тем, что ориентирует обучающихся на приобщение к здоровому образу жизни, применение полученных знаний, умений и навыков в повседневной деятельности, улучшение своего здоровья. Благодаря эколого-биологическому образованию и воспитанию у обучающихся формируется представление о влиянии окружающей среды на здоровье человека, стремление к здоровому образу жизни и понимание активной роли человека к природе - в этом и заключается педагогическая целесообразность разработанной образовательной программы. Отличительные особенности данной образовательной программы заключается в том, что особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, самостоятельной учебной работе, защите проектов. На практических занятиях обучающиеся самостоятельно анализируют состояние своего организма. В структуру программы входят: 11 разделов, (теория, практика). Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Адресат программы - дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Человек и его здоровье» рассчитана на учащихся 11-14 лет Объем и срок освоения программы - данная программа рассчитана на 1 год обучения продолжительностью 136 часов. Уровень программы - базовый. Форма обучения - очная. Особенности организации образовательного процесса. Содержание программы направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Состав группы постоянный, не более 15 человек. Режим занятий - 4 часа в неделю ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель данной программы: формирование у учащихся правильного отношения к здоровому образу жизни и своему здоровью. Задачи программы: • Информировать учащихся о факторах, влияющих на здоровье человека, о реакции организма человека на действие этих факторов и способах поддержания здоровья; • Углубить и расширить знания учащихся о причинах нарушения здоровья; • Воспитание навыков здорового образа жизни и формирование ценностного отношения к своему здоровью. • Ознакомить учащихся с факторами, сохраняющими здоровье, закрепление санитарно-гигиенических норм и правил направленные на укрепление своего здоровья, формирование умений применять эти правила в своей жизни и передавать накопленные знания другим. • Формировать адекватное поведение, направленное на выздоровление в случае болезни, особенно хронической ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ В ходе изучения программы у учащихся реализуется здоровье-сберегающее, этическое, эстетическое, трудовое, экологическое, гражданско-патриотическое, правовое воспитание, что способствует формированию гармоничной и всесторонне развитой личности. Предусматривается участие учащихся в акциях, конкурсах, выставках, научно практических конференциях, сетевых проектах и т.п. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Учащиеся должны знать: • Что изучат предмет «Человек и его здоровье» • О взаимосвязи состояния окружающей среды и здоровья человека; • Об экологических факторах, снижающих здоровье, и мерах позволяющих сохранить и укрепить здоровье; • Критерии здорового образа жизни; • Вредное влияние алкоголя, курения, наркотических веществ на организм человека. Должны уметь: • Распознавать изученные органы и системы органов на таблицах; • Оценивать состояние своего организма; • Прогнозировать возможные последствия несоблюдения гигиенических правил; • Объяснить причины изменения самочувствия человека в различных ситуациях; • Описывать здоровый образ жизни современного человека, находить идеал нравственно и физически здорового человека. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Раздел 1. Введение (2 ч) Что такое здоровье? От чего оно зависит? Здоровый образ жизни и его составляющие Раздел 2. Познай самого себя (20 ч) Знакомство с самим собой. Исследовательский проект «Ты и твое здоровье» «От чего зависит здоровье человека». Защита презентаций «Что можешь сделать для своего здоровья». Игра-путешествие по миру эмоций и чувств. Способны ли вы радоваться. Положительные и отрицательные эмоции. Личность. Память и мышление. Развиваем способности: воображение и творчество. Особенности характера и «сюрпризы» темперамента. Тип работоспособности. Взаимоотношения с окружающими. Можно ли избежать конфликтов. Оптимизм и пессимизм. Гимнастика для ума. Добро и зло среди людей. Спросите себя о самочувствии. Фрустрации и агрессия. Исследовательский проект «Секреты хорошего настроения». Урок-игра «Учимся слушать и понимать». Практическая работа № 1 «Изучение свойств внимания и памяти» Практическая работа N° 2 Определение типа темперамента Раздел 3. Происхождение человека (5 ч) Место человека в системе живого мира. Гипотезы происхождения человека. Стадии эволюции человека. Первые представители рода HOMO. Появления человека разумного. Раздел 4. Анатомия человека (21 ч) История развития знаний о строении и функциях организма человека. Клеточное строение организма. Ткани и органы человека. Система органов. Координация и регуляция. Строение и значение нервной системы. Строение и функции спинного мозга. Анализаторы - органы чувств. Аппарат опоры и движения. Работа мышц. Внутренняя среда организма. Органы кровообращения. Работа сердца. Строение органов дыхания. Пищеварение. Пищевые продукты. Витамины и их роль в организме человека. Органы выделения. Кожа - барьер между организмом и внешней средой. Развитие человека и возрастные процессы. Высшая нервная деятельность. Практическая работа N° 3 Изучение клетки Практическая работа N° 4 Изучение тканей человека Практическая работа N° 5 Выявление слепого пятна на сетчатке глаза. Практическая работа N° 6 Измерение температуры тела Раздел 5. Я и мое здоровье (18 ч) Личная гигиена. Гигиена одежды и обуви. Гигиена жилища. Правильное питание - залог здоровья. Исследовательский проект «Почему нужен завтрак?». Гигиена зрения. Упражнения для глаз. Гигиена слуха. Режим дня. Гигиена кожи. Уход за зубами. Типы темперамента. Личная гигиена больного. Сон и бодрствование. Определение типов работоспособности. Простудные заболевания. Закаливание. Игровой проект «Суд идет. Кто отвечает за здоровье?». Защита презентаций «Мое здоровье - в моих руках». Практическая работа N° 7 Определение типа темперамента. Раздел 6. Антропометрия (17 ч) Типы телосложения. Наследственные пропорции тела человека. Защита презентаций «Развитие гибкости и равновесия». Правильная осанка человека - залог его красоты и здоровья. Индекс массы тела. Как посчитать идеальный вес. Окружность грудной клетки, талии и бедра. Оценка состояния физического развития. Кривая роста. Физиометрические измерения. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Частота сердечных сокращений (ЧСС). Артериальное давление (АД). Сила мышц кисти (кистевая динамометрия). Определение окончательной длины тела по росту родителей. Итоговое занятие «Твое здоровье в твоих руках». Практическая работа № 8 «Определение ЧСС». Практическая работа № 9 «Определение артериального давления крови» Практическая работа N °10 Определение индекса массы тела Практическая работа N° 11 Функциональные возможности дыхательной системы. Раздел 7 . Вредные привычки и их профилактика (9 ч) Что такое вредные привычки? Алкоголизм. Вся правда о вреде курения. Наркомания. Компьютер в доме - польза или вред? Учитесь говорить - НЕТ! Как не попасть в зависимость? СПИД - угроза здоровью! Защита презентаций «Новые «Мании» и проблемы». Раздел 8. Окружающая среда и здоровье человека (17 ч) Здоровье и образ жизни. История развития взаимоотношений человека с природой. Экологические факторы. Различия между людьми, проживающими в разных природных условиях. Расы. Влияние экологических факторов на здоровье человека. Воздействие солнечных лучей на кожу. Шум и его влияние на здоровье. Здоровье человека в городской и сельской среде. Двигательный режим человека. Температура окружающей среды и участие кожи в терморегуляции. Биоритмы. Биологические часы. Внешнее воздействие на слух и органы равновесия. Закаливание. Горная болезнь. Утомление. Переутомление. Стресс. Защита рефератов «Факторы природы, влияющие на здоровье человека». Раздел 9. Питание и здоровье человека (12 ч) Что такое пища. Питательные вещества и продукты питания. Состав и значение основных компонентов пищи. Культура питания «Мусорная еда». Пищевые отравления и их предупреждение. Вредные примеси и их влияние на организм человека. Рациональное питание. Диета. Роль воды в организме. Питьевой режим. Гиповитаминозы и авитаминозы. Защита проектов «Здоровое меню». Защита презентаций «Правильное питание - залог здоровья». Урок - игра «Гигиена питания». Раздел 10. Ранняя профилактика заболеваний (15 ч) Понятие «Болезнь». Классификации болезней. Патологии сердечно системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Болезни органов дыхания и их причины. Профилактика заболеваний органов дыхания. Заболевания нервной системы. Профилактика заболеваний нервной системы. Болезни органов зрения и их профилактика. Нарушения слуха и ее профилактика. Заболевания опорно-двигательной системы. Профилактика заболеваний опорно-двигательной системы. Заболевания пищеварительной системы. Профилактика заболеваний пищеварительной мочевыделительной системы и их профилактика. Итоговое занятие «Береги здоровье смолоду!». системы. Заболевания УЧЕБНЫЙ ПЛАН № Наименование раздела/темы Всего часов 2 5 Аудиторные часы Теория Практика 2 0 3 2 1 2. Введение Познай самого себя 3. Происхождение человека 20 16 4 4. Анатомия человека 21 15 6 5. Я и мое здоровье 18 15 3 6. Антропометрия 17 15 2 7 9. 10. Вредные привычки и их профилактика Окружающая среда и здоровье человека Питание и здоровье человека 9 17 12 7 14 10 2 3 2 11. Ранняя профилактика заболеваний Итого: 15 136 11 108 4 28 Форма аттестации/контроля Тестирование Тестирование, работа Тестирование, работа Тестирование, работа Тестирование, работа Тестирование, работа Тестирование Тестирование Тестирование, работа Тестирование практическая практическая практическая практическая практическая практическая Календарный учебный график Количество Количество Начало учебных Окончание Последовательность реализации содержания учебных учебных дней занятий учебных учебного плана недель 36 занятий 72 13:00 14:00 1 Введение 2. Познай самого себя 3. Происхождение человека 4. Анатомия человека 5. Я и мое здоровье 6. Антропометрия 7 Вредные привычки и их профилактика 9. Окружающая среда и здоровье человека 10. Питание и здоровье человека 11. Ранняя профилактика заболеваний Оценочные материалы Вводный контроль Задание «Организм» Нарисуйте и подпишите за 5 минут на предложенном схематичном рисунке человека как можно больше органов. Педагог может задать вопросы уточняющего характера: Где точно располагается тот или иной орган? Каков размер органа? Какова его форма? Как одновременно изобразить органы, расположенные друг за другом? Промежуточный контроль Тест «Анатомия опорно-двигательного аппарата» /в скобках указано количество правильных ответов/ 1. В позвоночном столбе человека (2) 7 шейных, 12 грудных позвонков 8 шейных, 12 грудных позвонков 5 поясничных, 5 крестцовых позвонков 5 поясничных, 6 крестцовых позвонков 7 шейных, 6 поясничных позвонков 2. Фаланги пальцев кисти по строению (1) губчатые плоские длинные трубчатые короткие трубчатые 3. Мимические мышцы имеют следующие особенности (2) не имеют общих фасций иннервируются тройничным нервом имеют один пункт прикрепления на костях развиваются из третьей жаберной дуги кровоснабжаются ветвями внутренней сонной артерии 4. Основные функции скелетных мышц (3) двигательная теплопродукция проприорецепция опорная кроветворная 5. Мышцы классифицируются по следующим признакам (3) форме функции топографии количеству фасций типу иннервации 6. Позвонками, образующими в результате сращения единую кость, являются (1) шейные позвонки поясничные позвонки крестцовые позвонки грудные позвонки 7. К поясу верхней конечности относятся (1) лопатка, ключица, грудина лопатка, ключица лопатка, ключица, I ребро лопатка, плечевая кость, ключица грудина, лопатка, плечевая кость 8. Позвоночный столб имеет (1) 35 - 38 позвонков 32 - 34 позвонка 34 - 36 позвонков 29 - 32 позвонка 31-40 позвонков 9. В скелете человека неподвижно соединены между собой кости (1) 1) плечевая и локтевая 2) грудного отдела позвоночника 3) мозгового отдела черепа 4) рёбер и грудины 10. Рост кости в толщину происходит за счёт (1) 1) суставного хряща 2) красного костного мозга 3) жёлтого костного мозга 4) надкостницы Итоговый контроль 1. Подпишите названия органов, указанных цифрами на схеме. 2. Перед вами пять определений понятия «орган» из различных источников. Сравните разнообразные определения и выберите то, которое сочтёте наиболее исчерпывающим. ОРГАН - это часть организма, имеющая определённое строение и выполняющая определённую работу (JI. Мельчаков, М.Скаткин «Природоведение», 3 класс). ОРГАН - (от греческого - «орудие, инструмент») - часть животного или растительного организма, выполняющая определённую функцию (Советский энциклопедический словарь). ОРГАН - часть организма, имеющая определённое строение и специальное назначение (С. Ожегов «Словарь русского языка»), ОРГАН - часть тела, имеющая определённую форму, строение, место и выполняющая одну или несколько функций (А.Цузмер, О.Петришина «Человек»), Тест «Анатомия человека» 1. Какой тканью выстланы воздухоносные пути человека? 1) соединительной 2) мышечной поперечнополосатой 3) эпителиальной 4) мышечной гладкой 2. В процессе пищеварения у человека белок расщепляется на 1) простые сахара 2) глицерин и жирные кислоты 3) аминокислоты 4) углекислый газ, воду и аммиак 3. Расщепление крахмала, белков, жиров и углеводов в пищеварительном канале человека происходит под воздействием 1) фитонцидов 2) ферментов 3) витаминов 4) гормонов 4. Пища продвигается по кишечнику благодаря 1) сколькой и гладкой поверхности внутренней стенки кишечника 2) смачиванию пищеварительными соками 3) полужидкому состоянию 4) сокращению мышц стенок кишечника 5. Насыщение крови кислородом во время вдоха происходит в 1) легочных пузырьках 2) плевральной полости 3) бронхах 4) трахее 6. Давление крови на стенки сосудов создаётся силой сокращений 1) желудочков сердца 2) предсердий 3) створчатых клапанов 4) полулунных клапанов 7. В какой доле коры больших полушарий головного мозга человека находится зрительная зона? 1) затылочной 2) височной 3) лобной 4) теменной 8. Самая низкая скорость движения крови наблюдается в 1) аорте 2) артериях 3) венах 4) капиллярах 9. При нарушении работы почек человека основанием для беспокойства является появление в моче 1) хлорида натрия 2) белка 3) мочевины 4) солей аммония 10. Вакцина содержит 1) яды, выделяемые возбудителями 2) ослабленных возбудителей 3) готовые антитела 4) убитых возбудителей Методические материалы Список литературы, рекомендованной для педагога. 1. Андреев В.И. Конфликтология. Искусство ведения споров. - Казань, 1992. 2. Анцупов А.Я. Шипилов А.И. Конфликтология. Уч. для вузов. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Юнити - Дана, 2002. - 3. Белогурова В.А. Научная организация учебного процесса (Учебн. лит. для слушателей последипломного образования). - М.: Медицина, 2003. - 296 с. 4. Гигиена руки использование перчаток в ЛПУ. Под ред. академика РАЕН Л.П. Зуевой. - СПБ. 2006. 5. Горонская Е.В., О.С. Баранова Выбираю жизнь. Программа Д.О.М.: учебно-методическое пособие для сотрудников правоохранительных органов и учителей. - 2 изд., - Петрозаводск, 2002. 6. Колесов Д.В. Болезни поведения. Воспитание здорового образа жизни. М., Дрофа, 2002 г. 7. Колесов В.Е. Беседы о половом воспитании. 2-е изд. Перераб. Дополн. М., Пед., 1988 г. 8. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М., 1993. 9. Макеева А.Г. Педагогическая профилактика наркотизма школьников: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2003 г. 10.Романова О.Л. Тимакина Е.Н. “Как уберечь детей от наркотиков”, Ижевск, изд.дом “Удмуртский университет”, 2002 г. 11.Уткина Н.И. Конфликт в школьном возрасте. Пути преодоления и предупреждения. - М., 1986 12.Юсупова А.Н., Альбпцкпй В.Ю., Шарапова Е.И. Репродуктивное здоровье и поведение женщин России. М.: Медицина, 2001 Список литературы, рекомендуемый обучающимся. 1.Голубев В. В. Практикум по основам педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. - М.. 2000г. 2.Белоусова О. С. Вредным привычкам - нет! Изд. 2004г. 3.Веселова О. В. Наркотики: жизнь или смерть. Изд. 2005г. 4. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов пед.институтов. - М.: Просвещение, 1991 5.Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек школьников. М.: Педагогика, 1984. 6.Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2ч — М.: Гуманит.изд.Центр ВЛАД ОС, 2003. 7.Семейный Кодекс Российской Федерации — М.: «Издательство ЭЛИТ», 2005. Интернет-сайты: 1. Задания для самостоятельной работы (ситуационные задачи) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://medlec.org/lek-187900.html. 2. Проблемно-ситуационные задачи по неотложной помощи с эталонами ответов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://mir.ismu.baikal.ru/src/downloads/bc085b5c_situatsioimye_zadachi_po_pmp.pdf. 3. Материалы энциклопедии Википедия: http://ru.wikipedia.org/wiki Особенности организации образовательного процесса Основной формой организации образовательного процесса является групповая деятельность. Основная форма работы объединения - учебные занятия. Используются и нестандартные формы обучения: практические работы, индивидуальные творческие задания. Методы обучения и методические приемы • репродуктивный; • словесные методы обучения: лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация; • методы практической работы; • метод наблюдения: рисунки, проведение измерений; • исследовательские методы: лабораторные занятия, эксперименты; • методы проблемного обучения; • наглядный метод обучения: рисунки, плакаты, фотографии, таблицы, схемы, чертежи, графики; демонстрационные материалы. Психологические и социологические методы и приемы, используемые при проведении занятий: анкетирование, психологические тесты, создание и решение различных ситуаций (психология общения, социальное окружение). Формы организации учебного занятия Основной формой обучения является комбинация индивидуальных и групповых теоретических и практических занятий. К индивидуальным относится выполнение самостоятельных заданий, подготовка своего выступления, презентации. К групповым относится работа в минигруппах. Формы организации занятия: лекции, дискуссии, беседы, диалоги, работа с текстом, работа с компьютерными презентациями и видеоматериалами, тестовые задания, практические работы. Педагогические технологии Научно-педагогической основой организации образовательного процесса программы является личностно ориентированная технология обучения, цель которой - максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. Успешная реализация программы невозможна без использования информационных технологий. В ходе занятий наиболее часто используются специальные технические информационные средства - презентации. К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, следует отнести мультимедийные презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Отработке учебных навыков способствуют тренинговые технологии, которые в отличие от привычного повторения подразумевают целенаправленные, систематические действия по отработке одного или нескольких видов учебной деятельности. Алгоритм учебного занятия Структура отдельного занятия может включать три составные части: теоретическую, практическую часть, элементы воспитательной работы. Модель учебного занятия любого типа можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, итогового, рефлексивного, информационного. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие - осмысление - запоминание - применение - обобщение - систематизация. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Материально-техническое обеспечение программы 1. Технические средства обучения: Персональный компьютер - рабочее место учителя Столы для учащихся Интерактивная доска 2. Учебно-практическое оборудование: Модель сердца человека Модель легких человека Модель слухового аппарата человека Модель толстого кишечника человека Модели головного мозга Модели глаз человека Микроскопы Микропрепараты биологические Набор покровных и предметных стекол (препаровальные игла) Поперечный разрез грудного отдела спинного мозга Почки человека Клапаны сердца Спинной мозг ребенка Горизонтальный срез «Головной мозг человека» Г оризонтальный срез «Легкое с дыхательными путями» Г оловной мозг фронтальный разрез Биологические приборы для проведения опытов Къюветы (лабораторный «поднос») Штативы лабораторные Барельефный стенд: «Внутреннее строение человека» 3. Информационное обеспечение- аудио-, видео-, фото-, интернет-источники; Методическое обеспечение образовательной программы Виды учебных занятий: передача знаний; закрепление полученных знаний; практические занятия. Методы обучения: словесные методы - беседа, лекция, инструктаж; наглядные методы - демонстрация на занятиях различных схем, рельефных таблиц, моделей, микропрепаратов, тренажеров для оказания первой неотложной помощи, скелета человека, презентаций РР, мультимедийные учебные издания; практические методы - практические и лабораторные работы. Формы организации образовательного процесса - индивидуальная, групповая, парная Формы организации учебного занятия - лекции, беседы, диспуты, игры, практические занятия, презентации, контроль знаний. Педагогические технологии - технологии группового, дифференцированного, разноуровневого, проблемного обучения, коллективного взаимообучения, исследовательской деятельности. Алгоритм учебного занятия - занятие включает в себя следующие этапы: актуализация и мотивация учебной деятельности, изучение нового материала, выполнение практической работы, обобщение изученного материала, контроль усвоения учебного материала, рефлексия. Дидактические материалы - раздаточный материал (схемы, таблицы), педагогический рисунок, инструкционные и технологические карты. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ В рамках программы предусмотрены текущее и итоговое тестирования по темам. Контроль знаний осуществлятся в форме собеседования или тестирования после прохождения соответствующей темы, так же в виде выполнения практикума, интеллектуальных игр и т.п. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов - материалы тестирования, фотоматериалы, видеозапись, аналитический материал. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов - открытое занятие, аналитическая справка, итоговый отчет, научно-практическая деятельность. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Атлас зоологии /Хосе Тола, Ева Инфьеста. - Харков.: Издательство «Ранок», 2005; 2. Все, что нужно знать об анатомии человека. - Харьков: «Веста», 2011; 3. Биология. Человек. 8 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений / Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. - 3-е изд., стереотип. М.:Дрофа, 2010; 4. Биология. 8-11 классы. Человек и его здоровье. Подготовка в ЕГЭ и ГИА -9. Учебно-методическое пособие /А.А.Кириленко. - Изд. 2-е. - Ростов н/д: Легион, 2013; 5. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 8-11 классы. - М.: ВАКО, 2009; 6. Здоровье человека и окружающая среда: элективный курс. - М.: «5 за знания»; СПб.: ООО «Виктория плюс», 2006; 7. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе / авт-сост. С.А.Цабыбин. - Волгоград: Учитель, 2009; 8. Человек: Анатомия, физиология, гигиена: Учеб. Для 8 кл. средн. Шк. /Под ред. В.Н.Загорской и др. - 18-е изд. - М.: Просвещение, 1988; 9. Психофизиологические основы здоровья. Практикум. /Будук-оол Л.К. - Кызыл: издательство Тывинского государственного университета. - 2011; 10.Общая биология: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В.Б Захаров, Н.И.Сонин. - 7-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004; 11.Рабочие программы по биологии. 9-11 классы (по программам Н.И.Сонина, В.Б.Захарова; В.В.Пасечника; И.Н.Понаморевой) Авт-сост.: И.П.Чередниченко, М.В.Оданович. - 3-е изд., перераб., боп. - М.: Планета, 2011; 12.Формирование культуры здоровья. 7-8 классы /А.Г Макеева. - М.: Просвещение, 2013; 13. Экология. 6-11 классы: внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность учащихся / сост. И.П. Чередниченко. - Волгоград: Учитель, 2011; 14.Экология. 10 (11) класс: учебн. для общеобразоват. учреждений /Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. - 15-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011; 15.Экология. 10 (11) класс: тематическое планирование: методическое пособие / Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002; 26. ЕГЭ 2015. Биология. Типовые тестовые задания / Г.С.Калинова, Т.В Мазяркина. - М.: Издательство «Экзамен», 2015.