РП Род лит 8 кл 2023-24 г.docxИ.А..docx ПДФ И.А.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА
(РУССКАЯ)»
Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира, предоставляет
широкие возможности для отражения эстетически ценной художественной модели мира и
духовного познания жизни с позиций гуманистического сознания. Лучшие образцы
русской литературы обладают высокой степенью эмоционального воздействия на
внутренний мир школьников, способствуют их приобщению к гуманистическим
ценностям и культурно-историческому опыту человечества, поэтому в поликультурной
языковой среде русская литература должна изучаться на основе диалога культур.
Гуманистический потенциал русской литературы позволяет рассматривать её как
общенациональную российскую ценность, как средство воспитания школьников в духе
уважительного отношения к языку и культуре народов Российской Федерации и мира,
формирования культуры межнационального общения.
Как часть предметной области «Родной язык и родная литература» учебный предмет
«Родная литература (русская)» тесно связан с предметом «Родной язык (русский)».
Изучение предмета «Родная литература (русская)» способствует обогащению речи
школьников, развитию их речевой культуры, коммуникативной и межкультурной
компетенций. Вместе с тем учебный предмет «Родная литература (русская)» имеет
специфические особенности, отличающие его от учебного предмета «Литература»,
входящего в предметную область «Русский язык и литература».
Специфика курса родной русской литературы обусловлена: а) отбором произведений
русской литературы, в которых наиболее ярко выражено их национально-культурное
своеобразие, например русский национальный характер, обычаи и традиции русского
народа, духовные основы русской культуры; б) более подробным освещением историкокультурного фона эпохи создания изучаемых литературных произведений, расширенным
историко-культурным комментарием к ним.
Содержание курса «Родная литература (русская)» направлено на удовлетворение
потребности школьников в изучении русской литературы как особого, эстетического,
средства познания русской национальной культуры и самореализации в ней. Учебный
предмет «Родная (русская) литература» не ущемляет права тех школьников, которые
изучают иные родные языки и родные литературы, поэтому учебное время, отведённое на
изучение данного предмета, не может рассматриваться как время для углублённого
изучения основного курса литературы, входящего в предметную область «Русский язык и
литература».
Содержание программы по родной русской литературе не включает произведения,
изучаемые в основном курсе литературы, его задача — расширить литературный и
культурный кругозор обучающихся за счёт их знакомства с дополнительными
произведениями фольклора, русской классики и современной литературы, наиболее ярко
воплотившими национальные особенности русской литературы и культуры, которые
могут быть включены в проблемно-тематические блоки в соответствии со спецификой
курса.
В содержании курса родной русской литературы в программе выделяются три
содержательные линии (три проблемно-тематических блока):
- «Россия — родина моя»;
- «Русские традиции»;
- «Русский характер — русская душа».

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ
(РУССКАЯ)»

УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

«РОДНАЯ

ЛИТЕРАТУРА

Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» ориентирована на
сопровождение и поддержку учебного предмета «Литература», входящего в
образовательную область «Русский язык и литература». Цели курса родной русской
литературы в рамках предметной области «Родной язык и родная литература» имеют
свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером
курса, а также особенностями функционирования русского языка и русской литературы в
разных регионах Российской Федерации.
Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить достижение
следующих целей:
- воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать
произведения родной русской литературы и обладающей гуманистическим
мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным
самосознанием, чувством патриотизма и гордости от принадлежности к
многонациональному народу России;
- формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание
ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского
народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и
приобщение к его культурному наследию;
- осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к
свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской
культуры;
- развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых
для успешной социализации и самореализации личности в многонациональном
российском государстве.
Учебный предмет «Родная литература (русская)» направлен на решение следующих
задач:
- приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого
исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов
Российской Федерации;
- осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению
историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
- выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей,
формирование представлений о многообразии национально-специфичных форм
художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в
русской литературе;
- получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в
контексте её взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации, их
взаимовлияния;
- выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской
литературе; создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и
оценки по поводу прочитанного;

- формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в
повседневной жизни и учебной деятельности;
- накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и
обоснования собственных читательских предпочтений произведений родной русской
литературы; - формирование потребности в систематическом чтении произведений
родной русской литературы как средстве познания мира и себя в этом мире,
гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа,
обработки и презентации информации из различных источников, включая Интернет, и др.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ
ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
Изучение учебного предмета «Родная литература (русская)» в основной школе
направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и
предметных результатов.

Личностные результаты
Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература
(русская)» на уровне основного общего образования достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности образовательной организации, реализующей программы
основного общего образования, в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература
(русская)» на уровне основного общего образования должны отражать готовность
обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширением опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных
направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, образовательной организации, реализующей программы
основного общего образования, местного сообщества, родного края, страны; неприятие
любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных
институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и
обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах
противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности,
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном
самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство,
помощь людям, нуждающимся в ней);
патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию
родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к

символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию
и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а
также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с
учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков,
свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства;
эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению
в разных видах искусства;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью
и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических
правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернетсреде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять
собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека;
трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач
(в рамках семьи, образовательной организации, реализующей программы основного
общего образования, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в
том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности
обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и
развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной
среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом
личных и общественных интересов и потребностей;
экологического воспитания: ориентация на применение знаний из социальных и
естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение
уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем
и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,

технологической и социальной среды; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности;
ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему
научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой
и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками
исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков
и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
Личностные
результаты,
обеспечивающие
адаптацию
обучающегося
к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
- способность обучающихся ко взаимодействию в условиях неопределённости, открытость
опыту и знаниям других;
- способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, воспринимать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других;
- навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том
числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том
числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей,
планировать своё развитие;
- умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области
концепции устойчивого развития; умение анализировать и выявлять взаимосвязи
природы, общества и экономики;
- умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения
целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
- способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия;
- воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
- оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
- быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
- устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа;
- с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
- предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

- выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи; - выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
- делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно
выделенных критериев). Базовые исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
- формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
- проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент,
небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
- оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе
исследования (эксперимента);
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности
полученных выводов и обобщений;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в
новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации
или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать
оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи
несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
- оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
- эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
Общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
- в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта
(эксперимента, исследования, проекта);

- самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых
форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
- уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;
- планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнений, «мозговые штурмы» и иные);
- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
- сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению
отчёта перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
- выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
- ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом
объекте;
- делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
- давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
- учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
- вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
- оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
- различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

- выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека,
понимать мотивы и намерения другого;
- регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
- осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
- признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
- принимать себя и других, не осуждая;
- открытость себе и другим;
- осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная
литература (русская)» должны отражать:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего
развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания
мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного
диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических
возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры
своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом,
способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и
письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания
аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении
прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного,
делового, публицистического; формирование умений воспринимать, анализировать,
критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную
картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только
эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Предметные результаты в 8 классе
- выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений о
легендарных героях земли Русской для развития представлений о нравственных
идеалах русского народа; осознавать ключевые для русского национального сознания
культурные и нравственные смыслы в произведениях о Золотом кольце России и
великой русской реке Волге;
- иметь устойчивые представления о богатстве русской литературы и культуры в
контексте культур народов России; русских национальных традициях в произведениях
о православном праздновании Троицы и о родстве душ русских людей;
- иметь понятие о русском национальном характере в произведениях о войне; о
русском человеке как хранителе национального сознания; трудной поре взросления; о
языке русской поэзии;
- владеть умением давать самостоятельный смысловой и идейно-эстетический анализ
фольклорного и литературного текста и воспринимать художественный текст как
послание автора читателю, современнику и потомку; создавать развёрнутые историко-

культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в
формате анализа эпизода, ответа на проблемный вопрос; самостоятельно сопоставлять
произведения словесного искусства с произведениями других искусств;
самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения;
- владеть умениями самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и
оформления её результатов, навыками работы с разными источниками информации и
основными способами её обработки и презентации.

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «РОДНАЯ
ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
8 КЛАСС
(четвёртый год обучения – 34 часа).
Блок

Тема

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ
Легендарный герой земли русской Иван
Сусанин:
Преданья старины П. Н. Полевой. «Избранник Божий» (главы из
романа).
глубокой (5 ч.)
О.А. Ильина-Боратынская. «Во время грозного
и злого поединка…».
С. Н. Марков. «Сусанин».
Города земли
русской (4 ч.)

По Золотому кольцу:
Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва
заметный…».
М.А. Кузмин. «Я знаю вас не
понаслышке…».
И. И. Кобзев. «Поездка в Суздаль».
В. А. Степанов. «Золотое кольцо».
Волга – русская река:
«Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..» (русская
Родные просторы (2 народная песня).
Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой той поры…» (из
ч.)
поэмы «Горе
старого Наума»).
В. С. Высоцкий. «Песня о Волге».
В. В. Розанов. «Русский Нил» (фрагмент).
Проверочная работа по итогам изучения раздела.
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Троица:
И. А. Бунин. «Троица».
С. А. Есенин. «Троицыно утро, утренний
Праздники
канон…».
русского мира
Н. И. Рыленков. «Возможно ль высказать
(3 ч.)

Количество
часов
12
3

1
1

1
1
1
1

1

1
1
8

1

без слов…».

И. А. Новиков. «Троицкая кукушка».
Родство душ:
Ф. А. Абрамов. «Валенки».
Тепло родного дома Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из
(3 ч.)
повести).
Проверочная работа по итогам изучения раздела.
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена
Дети на войне:
Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы).
– была бы
Ч.Т. Айтматов. «Ранние журавли».
Родина (4 ч.)
Сеятель твой и хранитель:
И. С. Тургенев. «Сфинкс».
Загадки русской
души (3 ч.)
Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей».
Пора взросления:
Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы).
О ваших
ровесниках (5 ч.)
Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (главы).
Лишь слову жизнь
дана (1 ч.)

Язык поэзии:
Дон Аминадо. «Наука стихосложения». И. Ф.
Анненский. «Третий мучительный сонет».

Проверочная работа по итогам изучения раздела.
Итого:

2
1
3
1
14
3
1
1
2
2

3
1

1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».