Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Крымскотатарский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (№1897 от 17.12.2010г) и примерной программы «Крымскотатарский язык» (родной), для 5-9 классов под редакцией Аблятипова А.С., Просвещение, 2015 г. Нормативные документы: 1. «Конституция Российской Федерации» (ст.26). 2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г № 273ФЗ (ст.5, 14). 3. Федеральный закон «О языках народов Российской Федерации» от 02.07.2013 № 185ФЗ (ст.2, 6, 9,10). 4. Закон Республики Крым «Об образовании в РК» от 06.07.2015 № 132 – ЗРК/2015 (ст.6,11). 5. Письмо Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от 27.04.2015 № 01-14/1256. 6. Письмо Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от 02.03.2018 № 01-14/695 «Об изучении родного языка». 7. Устав МБОУ «Садовская СОШ». Учебно-методический комплект: Учебные пособия: А.М.Меметов, Л.А.Алиева, И.А.Меметов. Крымскотатарский язык (родной). 5, 6 класс. – Москва: Просвещение, 2017г. А.Меметов, Л.А.Алиева Крымскотатарский язык (родной). 7 класс. – Москва: Просвещение, 2017г. А.Меметов, Л.А.Алиева. Э. Акмоллаев. Крымскотатарский язык (родной). 8 класс. – Москва: Просвещение, 2017г. А.Меметов, Л.А.Алиева. Э. Акмоллаев. Крымскотатарский язык (родной). 9 класс. – Москва: Просвещение, 2019г. На изучение предмета в 5-9 классах отводится 1 час в неделю, всего 34 часа. Рабочая программа соответствует основной образовательной программе и учебному плану школы. Крымскотатарский язык — это родной язык крымскотатарского народа, один из государственных языков Республики Крым; средство достижения межнационального согласия, формирования воздействия предмета «Крымскотатарский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм. Целями изучения крымскотатарского (родного) языка в основной школе являются: • воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как средства общения, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка; • владение крымскотатарским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; умение проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществление информационной переработки текста и др.; • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах крымскотатарского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни. Планируемые результаты освоения предмета Личностные результаты: 1) понимание крымскотатарского языка как одной из основных национально-культурных ценностей крымскотатарского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности крымскотатарского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту крымскотатарского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объём словарного запаса и усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные результаты: владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение: • адекватное понимание информации устного письменного сообщения(коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диск учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использование языковых средств; говорение и письмо: • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости ( план, пересказ, конспект, аннотация0; • умение создавать устные и письменные тексты разных, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения; • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалогпобуждение, диалог – обмен мнениями; сочетание разных видов диалога); • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного крымскотатарского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; • способность участвовать в речевом общении, соблюдая номы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации; 2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне; Предметные результаты: представление об основных функциях языка, о роли крымскотатарского языка как национального языка крымскотатарского народа, как одного из государственных языков Республики Крым, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 1) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 2) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 3) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 4) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии крымскотатарского языка, основными нормами крымскотатарского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 5) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; 7) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; 8) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. Основное содержание учебного предмета Коммуникативная компетенция Речь и речевое общение. Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая. Сферы речевого общения. Функциональные разновидности языка (разговорная речь, функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы), их основные особенности. Ситуации речевого общения. Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста: повествование, описание, рассуждение. Структура текста. Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функциональносмысловому типу, определенной функциональной разновидности языка, определенному стилю. Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), говорением, чтением, письмом. Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией речевого общения. Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения. Овладение различными видами чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая ресурсы Интернета. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений различных видов; создание текстов разных стилей и жанров: письмо; заявление. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции Общие сведения о языке Роль языка в жизни человека и общества. Крымскотатарский язык – национальный язык крымскотатарского народа, один из государственных языков Республики Крым. Крымскотатарский язык – язык крымскотатарской художественной литературы. Крымскотатарский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет. Понятие о крымскотатарском литературном языке и его нормах. Основные лингвистические словари. Извлечение необходимой информации из словарей. Наука о крымскотатарском языке и ее основные разделы. Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах. Система языка Фонетика. Орфоэпия 6) Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация. Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. Элементы фонетической транскрипции. Основные орфоэпические нормы крымскотатарского литературного языка. Связь фонетики с графикой и орфографией. Основные выразительные средства фонетики. Правильное произношение слов и интонирование предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических и интонационных норм. Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания. Состав слова (Морфемика) и словообразование Морфема – минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корень, суффикс. Чередование звуков в морфемах. Основа слова. Основные способы образования слов. Основные выразительные средства морфемики и словообразования. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. Лексика и фразеология Слово – основная единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Стилистически окрашенная лексика крымскотатарского языка. Исконно крымскотатарские и заимствованные слова. Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления. Фразеологизмы; их значение и употребление. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова как явления фразеологической системы. Понятие об этимологии, истории происхождения слов и фразеологизмов. Основные лексические нормы современного крымскотатарского литературного языка. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление лексических средств в соответствии со значением, сферой и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Морфология Система частей речи в крымскотатарском языке. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Основные морфологические нормы крымскотатарского литературного языка. Основные выразительные средства морфологии. Употребление форм слов различных частей речи в соответствии с нормами современного крымскотатарского литературного языка. Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания. Синтаксис Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные. Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения. Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения. Обращения. Вводные, вставные слова и конструкции. Способы передачи чужой речи. Текст. Деление текста на смысловые части и основные средства связи между ними. Основные синтаксические нормы современного крымскотатарского литературного языка. Основные выразительные средства синтаксиса. Употребление синтаксических конструкций в соответствии с нормами крымскотатарского литературного языка. Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания. Правописание: орфография и пунктуация Орфография Правописание гласных и согласных в составе морфем. Слитные, дефисные и раздельные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм. Пунктуация Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге. Сочетание знаков препинания. Употребление пунктуационных знаков. Культуроведческая компетенция Отражение в языке культуры и истории народа. Крымскотатарский речевой этикет. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей. Планируемые результаты изучения учебного предмета Речь и речевое общение Ученик научится: • использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения; • использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения; • соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения; • оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств; • предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения. Ученик получит возможность научиться: • участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать; • понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их. Речевая деятельность. Аудирование Ученик научится: • различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме; • понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официальноделового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме; Чтение Ученик научится: • понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно - публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме); • использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; • передавать схематически представленную информацию в виде связного текста; • использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; • отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Ученик получит возможность научиться: • понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; • извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы. Говорение Научится: • создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре); • обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы; • извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения; • соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного крымскотатарского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета. Ученик получит возможность научиться: • создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социальнокультурной и деловой сферах общения; • выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат; • анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата. Письмо Ученик научится: • создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, • излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана; • соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного крымскотатарского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию. Текст Ученик научится: • анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению; • осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.; • создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста. Функциональные разновидности языка Ученик научится: • владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций); • различать и анализировать тексты разных жанров, • создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи; • оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности; • • исправлять речевые недостатки, редактировать текст; выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему. Ученик получит возможность научиться: • различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств; • создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинениерассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств; • анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач; • выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью. Общие сведения о языке Ученик научится: • характеризовать основные социальные функции крымскотатарского языка в Республике Крым и мире, место крымскотатарского языка среди тюркских языков; • определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия; • оценивать использование основных изобразительных средств языка. Фонетика и орфоэпия. Графика Ученик научится: • проводить фонетический анализ слова; • соблюдать основные орфоэпические правила современного крымскотатарского литературного языка; • извлекать необходимую информацию из словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности. • Морфемика и словообразование Ученик научится: • делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова; • различать изученные способы словообразования; • анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов; • применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов. Ученик получит возможность научиться: • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; • опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их; Лексикология и фразеология Ученик научится: • проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова; • группировать слова по тематическим группам; • подбирать к словам синонимы, антонимы; • опознавать фразеологические обороты; • соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях; • использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте; • пользоваться различными видами лексических словарей (словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности. Ученик получит возможность научиться: • объяснять общие принципы классификации словарного состава крымскотатарского языка; • аргументировать различие лексического и грамматического значений слова; • опознавать омонимы разных видов; • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; • извлекать необходимую информацию из словарей разного типа и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности. Морфология Ученик научится: • опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи; • анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи; • употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного крымскотатарского литературного языка; • применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа; • распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач. Ученик получит возможность научиться: • анализировать синонимические средства морфологии; • различать грамматические омонимы; • опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; • извлекать необходимую информацию из словарей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности. Синтаксис Ученик научится: • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды; • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности; • употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного крымскотатарского литературного языка; • использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике; • применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа. • стилистических качеств, требований выразительности речи. Правописание: орфография и пунктуация Ученик научится: • соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса); • объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов); • обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; • извлекать необходимую информацию из орфографических словарей, использовать её в процессе письма. Язык и культура Ученик научится: • выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; • приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; • уместно использовать правила крымскотатарского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни. Ученик получит возможность научиться: • характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка; • анализировать и сравнивать крымскотатарский речевой этикет с речевым этикетом других народов Республики Крым и мира. • • • • • Содержание учебного предмета 5 класс (34 часа) 1 ч. в неделю Повторение (4ч.) Роль языка в жизни человека. Части речи. Имя существительное: собственное и нарицательное. Имя прилагательное. Образование имён прилагательных. Числительное. Местоимение. Личные местоимения. • • • • Глагол. Времена глаголов. Синтаксис и пунктуация (11ч.) Словосочетание. Главное и зависимое слово. Связь слов в словосочетании. Предложение, грамматическая основа. Предложения по цели высказывания. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения. • Однородные члены предложения; правила пунктуации; обобщающие слова, знаки препинания; вводные слова и их правописание; обращения и их правописание • Сложное предложение: знаки препинания в сложном предложении; средства интонации в сложном предложении. Правила пунктуации при прямой речи. • Фонетика и правописание (7ч.) • Буквы и звуки. Звуки гласные и согласные. Глухие и звонкие согласные; особенности правописания букв гъ, къ, нъ, дж. Особенности правописания букв я, ю, ё, е. Знакомство с орфографическим словарём. Орфографические ошибки. Слог. Ударение. • Лексикология (4ч.) • Лексическое значение слова. Слова однозначные и многозначные, с прямым и переносным значением. Лексические ошибки. Синонимы, антонимы, омонимы. Словари синонимов и антонимов. • Словообразование. Состав слова (7ч.) • Правила правописания и образования слов. Однокоренные слова. Корень, суффикс, разнообразие суффиксов. Образование слов в крымскотатарском языке. Правописание слов сложных и парных. • Повторение (1ч.) Содержание учебного предмета 6 класс (34часа) 1 ч. в неделю • Введение. (1ч.) Красота и богатство крымскотатарского языка • Повторение. (4ч.) Словосочетание. Предложения по цели высказывания. Однородные члены предложения: правила пунктуации; обобщающие слова, знаки препинания; вводные слова и их правописание. Правила пунктуации при прямой речи. Простые и сложные предложения; их правописание. • Лексика. (5ч.) Словарный состав: исконно тюркские слова. Заимствованные слова. Богатство и развитие лексики: общеупотребительные, неологизмы, архаизмы, профессионализмы, диалектные слова. Правила орфографии заимствованных слов. Фразеология: разнообразие фразеологизмов и их роль в речи. Культура речи. Роль в речи терминов, профессионализмов, заимствованных слов. • Морфология. Имя существительное. (11ч.) Общие сведения, морфологическая, синтаксическая роль. Категории существительного. Образование существительных: притяжательные сказуемые, уменьшительно-ласкательные суффиксы; изменения существительных по падежам. Способы образования существительных и их образование. • Прилагательное. (6ч.) Общие сведения, морфологическая и синтаксическая роль; относительные и качественные прилагательные; степени сравнения прилагательных: сравнительная и превосходная степени; уменьшительные и увеличительные прилагательные; способы образования прилагательных; прилагательные, образованные синтаксическим способом; парные и сложные прилагательные. Культура речи. Использование прилагательных в речи. Использование в речи сравнительной и превосходной степеней прилагательного. • Числительные. (6ч.) Общие сведения. Морфологические свойства, синтаксические функции. Разряды числительных по значению и строению: количественные, порядковые, дробные, примерные. Правописание числительных. Употребление в речи. • Повторение. (1ч.) Содержание учебного предмета 7 класс (34 часа) 1 ч. в неделю • Введение. (1ч.) Место крымскотатарского языка среди тюркской группы языков. • Повторение. (1ч.) Изученные в 6 классе части речи. Имя существительное. Прилагательное. Числительное. • Местоимение. (6ч) Общие сведения, морфологическая и синтаксическая роль. Разряды местоимений. Использование в речи местоимений. Правильное использование в речи личных местоимений. • Глагол. (14ч.) Общие сведения, морфологическая и синтаксическая роль. Отрицательная и положительная формы глагола. Времена глагола. Прошедшее время глагола. Формы прошедшего времени глагола. Настоящее время глагола. Будущее время глагола. Наклонения глагола. Образование глаголов. • Наречие. (4ч.) Общие сведения, морфологическая и синтаксическая роль. Степени сравнения наречий. Способы образования наречий и правило их правописания. Правильное использование наречий в речи. • Служебные части речи. (7ч.) Предлоги. Способы образования предлогов и их правописание. Союзы. Общие сведения, разряды, роль союзов в простом и сложном предложении. Использование союзов в речи. Частицы. Правило правописание частиц. Культура речи. Выразительное чтение предложений с частицами. • Повторение. (1ч.) Содержание учебного предмета 8 класс (34 часа) 1 ч. в неделю • Введение. (1ч.) Современный крымскотатарский язык. • Повторение. (2ч.) Лексическое и грамматическое значение слова. Признаки самостоятельных частей речи. Служебные части речи. • Словосочетания и предложение (6). Состав и строение словосочетаний. Предложение: предложения по цели высказывания. Простое и сложное предложения. Порядок слов в предложении. Знаки препинания в предложении. • Двусоставные предложения(9). Главные члены предложения. Подлежащее, способы выражения подлежащего. Способы выражения сказуемого. Второстепенные члены предложения. Выражение дополнения и обстоятельства. Выражение обстоятельства. • Односоставные предложения (3). Односоставные предложения. Назывное односоставное предложение. Сказуемостные односоставные предложения, их разряды. Полные предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Неполные предложения. • Осложнённые предложения (12). Предложения с однородными членами предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Обращения. Вводные слова и вводные предложения, знаки предложения. Обособленные члены предложения, их разряды. • Повторение (1ч.) Содержание учебного предмета 9 класс (34 часа) 1ч. в неделю Введение (1ч.) Литературный язык и диалекты. Повторение (7ч.) Сложное предложение. Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Сложное предложение: союзные и бессоюзные. Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Сложное предложение.(3ч.). Сложносочинённое предложение: состав, способы связи. Роль простого предложения в составе сложного. Сложносочинённое предложение (6ч.). Сложносочинённое предложение: состав, способы связи. Роль простого предложения в составе сложного. Урок обобщения. Сложноподчинённое предложение (9ч.). Состав, способы связи. Виды сложноподчинённых предложений подлежащное, сказуемостное, изъяснительное, определительное. Виды СПП времени, места, причины, цели. Виды СПП придаточные условия, образа действия, меры и степени. Правило пунктуации в СПП. Бессоюзное сложное предложение (7ч.). Бессоюзное сложное предложение, знаки препинания. Сложные союзные предложения. Сложные предложения с различными видами связи: состав, виды. Прямая речь. Диалог. Цитаты. Повторение. (1ч.) Тематическое планирование (Тематик планлаштырув) 5 класс – 34 часа № 1. 2. 3. 4. 5. 6. Наименование разделов и тем Болюклернинъ ады Всего часов Саат Р.Р. Н.И. Повторение. Текрарлав. Синтаксис и пунктуация. Синтаксис ве пунктуация . Фонетика. Фонетика. 4 11 1 1 7 1 Лексикология. Лексикология. 4 Словообразование. Состав слова. Сёзлернинъ япылувы. Повторение за год. Йыллыкъ текрарлав. Итого: 7 Практическая часть Амелий къысым Контр. Изложе Сочине раб. ние ние Дикт. Беян Инша К.иш Д 1 1 1 1 4 2 1 34 1 - Тематическое планирование (Тематик планлаштырув) 6 класс – 34 часа № Наименование разделов и тем Болюклернинъ ады Всего часов Саат Р.Р. Н.И. 1. Введение. Кириш 1 1. Повторение. Текрарлав 4 2. Лексика. Лексика 5 1 3. Морфология. Имя существительное. Исим 11 1 4. Имя прилагательное. Сыфат 6 1 5. Числительное. Сайы 6 1 6. Повторение за год. 1 Практическая часть Амелий къысым Контр. Изложе Сочине раб. ние ние Дикт. Беян Инша К.иш Д 1 1 1 1 Йыллыкъ текрарлав Итого: 34 4 2 1 1 Тематическое планирование (Тематик планлаштырув) 7 класс – 34 часа № Наименование разделов и тем Болюклернинъ ады Всего часов Саат Р.Р. Н.И. Практическая часть Амелий къысым Контр. Изложе Сочине раб. ние ние Дикт. Беян Инша К.иш Д 1. Введение. Кириш 1 1. Повторение. Текрарлав 1 2. Местоимение. Замир. 6 1 3. Глагол. Фииль. 14 2 1 4. 5. Наречие. Зарф. Служебные части речи. Ярдымджы сёз чешитлери. Повторение за год. Йыллыкъ текрарлав Итого: 4 7 1 1 4 2 6. 1 1 1 1 1 34 Тематическое планирование (Тематик планлаштырув) 8 класс – 34 часа № Наименование разделов и тем Болюклернинъ ады Всего часов Саат Р.Р. Н.И. Практическая часть Амелий къысым Контр. Изложе Сочине раб. ние ние Дикт. Беян Инша К.иш Д 1. Введение. Кириш 1 1. Повторение. Текрарлав 2 2. Словосочетание. Предложение. Сёз бирикмеси. Джумле. 6 1 3. Двусоставное предложение. Эки теркипли лджумле. 9 1 1 4. Односоставное предложение. Бир теркипли джумле. Осложнённые предложения. 3 2 1 5. 12 1 1 6. Муреккеплешкен джумлелер. Повторение за год. Йыллыкъ текрарлав Итого: 1 34 4 2 1 1 Тематическое планирование (Тематик планлаштырув) 9 класс – 34 часа № Наименование разделов и тем Всего часов Болюклернинъ ады Саат Практическая часть Амелий къысым Р.Р. Контр. Н.И. раб. Дикт. Изложе ние Сочине ние Беян Инша К.иш Д 1. Введение. Кириш. 1 2. Повторение. Текрарлав. 7 3. Сложные предложения. 3 1 1 Муреккеп джумле 4. Сложносочинённое предложение. 6 1 1 9 1 7 1 1 4 2 Тизме муреккеп джумле. 5. Сложноподчинённое предложение. Табили муреккеп джумле. 6. Бессоюзное сложное предложение. 1 Багълайыджысыз муреккеп джумле. 7. Повторение за год. Йыллыкъ текрарлав. 1 Итого: 34 1 1