Кр.тат.яз. 5-9 кл.

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Крымскотатарский язык» разработана
на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (№1897 от 17.12.2010г) и примерной программы «Крымскотатарский язык»
(родной), для 5-9 классов под редакцией Аблятипова А.С., Просвещение, 2015 г.
Нормативные документы:
1. «Конституция Российской Федерации» (ст.26).
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г № 273ФЗ (ст.5, 14).
3. Федеральный закон «О языках народов Российской Федерации» от 02.07.2013 № 185ФЗ (ст.2, 6, 9,10).
4. Закон Республики Крым «Об образовании в РК» от 06.07.2015 № 132 – ЗРК/2015
(ст.6,11).
5. Письмо Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от 27.04.2015
№ 01-14/1256.
6. Письмо Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от 02.03.2018
№ 01-14/695 «Об изучении родного языка».
7. Устав МБОУ «Садовская СОШ».
Учебно-методический комплект:
Учебные пособия: А.М.Меметов, Л.А.Алиева, И.А.Меметов. Крымскотатарский язык
(родной). 5, 6 класс. – Москва: Просвещение, 2017г.
А.Меметов, Л.А.Алиева Крымскотатарский язык (родной). 7 класс.
– Москва:
Просвещение, 2017г.
А.Меметов, Л.А.Алиева. Э. Акмоллаев. Крымскотатарский язык (родной). 8 класс. –
Москва: Просвещение, 2017г.
А.Меметов, Л.А.Алиева. Э. Акмоллаев. Крымскотатарский язык (родной). 9 класс. –
Москва: Просвещение, 2019г.
На изучение предмета в 5-9 классах отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.
Рабочая программа соответствует основной образовательной программе и учебному
плану школы.
Крымскотатарский язык — это родной язык крымскотатарского народа, один из
государственных языков Республики Крым; средство достижения межнационального
согласия, формирования воздействия предмета «Крымскотатарский (родной) язык» на
формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Родной язык является
основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных
ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций
моральных норм.
Целями изучения крымскотатарского (родного) языка в основной школе
являются:
• воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как
явлению культуры; осмысление родного языка как средства общения, средства освоения
морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности
родного языка;
• владение крымскотатарским языком как средством общения в повседневной
жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому
взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;

умение проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую
информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников,
включая СМИ и Интернет; осуществление информационной переработки текста и др.;
• освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее
функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах крымскотатарского
литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять,
классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой
устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка
в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и
потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи
грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные
знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и
повседневной жизни.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты:
1) понимание крымскотатарского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей крымскотатарского народа, определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его
значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности крымскотатарского языка; уважительное отношение
к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту крымскотатарского
языка
как
явления
национальной
культуры;
стремление
к
речевому
самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоение грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты: владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного письменного сообщения(коммуникативной
установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным,
изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными
видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диск учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно
пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на
электронных носителях;
• овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение
вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и
передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,
стилистических особенностей и использование языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и
коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и
адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью
свёрнутости ( план, пересказ, конспект, аннотация0;
• умение создавать устные и письменные тексты разных, стилей речи и жанров с учётом
замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность,
соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям
окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение;
сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалогпобуждение, диалог – обмен мнениями; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного крымскотатарского литературного
языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного
общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая номы речевого этикета;
адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в
повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки
зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и
речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать
собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием
различных средств аргументации;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим
учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа
языковых явлений на межпредметном уровне;
Предметные результаты:
представление об основных функциях языка, о роли крымскотатарского языка как
национального языка крымскотатарского народа, как одного из государственных языков
Республики Крым, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни
человека и общества;
1)
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в
образовании в целом;
2)
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его
уровней и единиц;
3)
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык
и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация
речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой
стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического,
официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи
(повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их
признаки и особенности употребления в речи;
4)
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
крымскотатарского языка, основными нормами крымскотатарского литературного языка
(орфоэпическими,
лексическими,
грамматическими,
орфографическими,
пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой
практике при создании устных и письменных высказываний;
5)
распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка,
уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа
словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его
основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным
разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования
выразительных средств языка;
7)
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
8)
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать
эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной
литературы.
Основное содержание учебного предмета
Коммуникативная компетенция
Речь и речевое общение. Речь устная и письменная, диалогическая и
монологическая.
Сферы речевого общения. Функциональные разновидности языка (разговорная
речь, функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык
художественной литературы), их основные особенности. Ситуации речевого общения.
Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста:
повествование, описание, рассуждение. Структура текста. Основные виды
информационной переработки текста: план, конспект, аннотация. Анализ текста с точки
зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функциональносмысловому типу, определенной функциональной разновидности языка, определенному
стилю.
Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием),
говорением, чтением, письмом.
Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией
речевого общения. Создание устных монологических и диалогических высказываний на
актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в
соответствии с целями и ситуацией общения.
Овладение
различными
видами
чтения
(ознакомительное,
изучающее,
просмотровое), приемами работы с учебной книгой и другими информационными
источниками, включая ресурсы Интернета.
Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное,
сжатое, выборочное). Написание сочинений различных видов; создание текстов разных
стилей и жанров: письмо; заявление.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции
Общие сведения о языке
Роль языка в жизни человека и общества. Крымскотатарский язык – национальный
язык крымскотатарского народа, один из государственных языков Республики Крым.
Крымскотатарский язык – язык крымскотатарской художественной литературы.
Крымскотатарский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические
новации последних лет. Понятие о крымскотатарском литературном языке и его нормах.
Основные лингвистические словари. Извлечение необходимой информации из словарей.
Наука о крымскотатарском языке и ее основные разделы. Краткие сведения о
выдающихся отечественных лингвистах.
Система языка
Фонетика. Орфоэпия

6)

Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация.
Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение
звука и буквы. Элементы фонетической транскрипции.
Основные орфоэпические нормы крымскотатарского литературного языка.
Связь фонетики с графикой и орфографией.
Основные выразительные средства фонетики.
Правильное произношение слов и интонирование предложений. Оценка собственной и
чужой речи с точки зрения орфоэпических и интонационных норм.
Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.
Состав слова (Морфемика) и словообразование
Морфема – минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корень, суффикс.
Чередование звуков в морфемах. Основа слова.
Основные способы образования слов.
Основные выразительные средства морфемики и словообразования.
Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике
правописания.
Лексика и фразеология
Слово – основная единица языка.
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное
значения слова.
Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Стилистически окрашенная лексика крымскотатарского языка.
Исконно крымскотатарские и заимствованные слова.
Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления.
Фразеологизмы; их значение и употребление. Пословицы, поговорки, афоризмы и
крылатые слова как явления фразеологической системы.
Понятие об этимологии, истории происхождения слов и фразеологизмов.
Основные лексические нормы современного крымскотатарского литературного
языка.
Основные выразительные средства лексики и фразеологии.
Употребление лексических средств в соответствии со значением, сферой и ситуацией
общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления.
Морфология
Система частей речи в крымскотатарском языке.
Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки,
синтаксическая роль.
Основные морфологические нормы крымскотатарского литературного языка.
Основные выразительные средства морфологии.
Употребление форм слов различных частей речи в соответствии с нормами современного
крымскотатарского литературного языка.
Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.
Синтаксис
Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса.
Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.
Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные.

Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения.
Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения.
Обращения. Вводные, вставные слова и конструкции.
Способы передачи чужой речи.
Текст. Деление текста на смысловые части и основные средства связи между ними.
Основные синтаксические нормы современного крымскотатарского литературного языка.
Основные выразительные средства синтаксиса.
Употребление синтаксических конструкций в соответствии с нормами крымскотатарского
литературного языка.
Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация
Орфография
Правописание гласных и согласных в составе морфем.
Слитные, дефисные и раздельные написания.
Прописная и строчная буквы.
Перенос слов.
Соблюдение основных орфографических норм.
Пунктуация
Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при
прямой речи, цитировании, диалоге.
Сочетание знаков препинания.
Употребление пунктуационных знаков.
Культуроведческая компетенция
Отражение в языке культуры и истории народа.
Крымскотатарский речевой этикет.
Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в
произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и
исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Речь и речевое общение
Ученик научится:
•
использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение;
сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
•
использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального,
межличностного и межкультурного общения;
•
соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
•
оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения
соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого
взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
•
предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Ученик получит возможность научиться:
•
участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную
позицию, доказывать её, убеждать;
•
понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность. Аудирование

Ученик научится:
•
различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание
аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
•
понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу,
основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официальноделового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и
дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
Чтение
Ученик научится:
•
понимать содержание прочитанных
учебно-научных,
публицистических
(информационных и аналитических, художественно - публицистического жанров),
художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией
общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого),
в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
•
использовать
практические
умения
ознакомительного,
изучающего,
просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной
задачей;
•
передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
•
использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими
информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
•
отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать
отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной
коммуникативной задачей.
Ученик получит возможность научиться:
•
понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую)
информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой
принадлежности;
•
извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки
зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ,
в том числе представленных в электронном виде на различных информационных
носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на
решение проблемы.
Говорение
Научится:
•
создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе
оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические,
бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с
содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной
направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой
доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история,
участие в беседе, споре);
•
обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной
деятельности, распределение частей работы;
•
извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал

на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий
общения;
•
соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические,
лексические, грамматические нормы современного крымскотатарского литературного
языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого
этикета.
Ученик получит возможность научиться:
•
создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов
и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социальнокультурной и деловой сферах общения;
•
выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
•
анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в
достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Ученик научится:
•
создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной
направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на
социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о
событии,
•
излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато,
выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
•
соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические,
орфографические и пунктуационные нормы современного крымскотатарского
литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Текст
Ученик научится:
•
анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с
точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к
тексту как речевому произведению;
•
осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в
виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
•
создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей,
жанров с учётом требований к построению связного текста.
Функциональные разновидности языка
Ученик научится:
•
владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера,
научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы
(экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне
употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
•
различать и анализировать тексты разных жанров,
•
создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов
речи;
•
оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной
направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и
языковой правильности;

•
•

исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными
сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Ученик получит возможность научиться:
•
различать и анализировать тексты разговорного характера, научные,
публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки
зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических
средств;
•
создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в
дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в
официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинениерассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах
в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые
рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований,
предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
•
анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции,
аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных
задач;
•
выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной,
развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке
Ученик научится:
•
характеризовать основные социальные функции крымскотатарского языка в
Республике Крым и мире, место крымскотатарского языка среди тюркских языков;
•
определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием,
профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
•
оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Ученик научится:
•
проводить фонетический анализ слова;
•
соблюдать основные орфоэпические правила современного крымскотатарского
литературного языка;
•
извлекать необходимую информацию из словарей и справочников; использовать
её в различных видах деятельности.
•
Морфемика и словообразование
Ученик научится:
•
делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и
словообразовательного анализа слова;
•
различать изученные способы словообразования;
•
анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и
словообразовательные цепочки слов;
•
применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике
правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Ученик получит возможность научиться:
•
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда,

устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
•
опознавать
основные
выразительные
средства
словообразования
в
художественной речи и оценивать их;
Лексикология и фразеология
Ученик научится:
•
проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение,
принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и
переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а
также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
•
группировать слова по тематическим группам;
•
подбирать к словам синонимы, антонимы;
•
опознавать фразеологические обороты;
•
соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
•
использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного
повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
•
пользоваться различными видами лексических словарей (словарём синонимов,
антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в
различных видах деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
•
объяснять
общие
принципы
классификации
словарного
состава
крымскотатарского языка;
•
аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
•
опознавать омонимы разных видов;
•
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
•
извлекать необходимую информацию из словарей разного типа и справочников, в
том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах
деятельности.
Морфология
Ученик научится:
•
опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные
части речи;
•
анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части
речи;
•
употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами
современного крымскотатарского литературного языка;
•
применять морфологические знания и умения в практике правописания, в
различных видах анализа;
•
распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения
орфографических и пунктуационных задач.
Ученик получит возможность научиться:
•
анализировать синонимические средства морфологии;
•
различать грамматические омонимы;
•
опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и
художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления

морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
•
извлекать необходимую информацию из словарей, в том числе мультимедийных;
использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Ученик научится:
•
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их
виды;
•
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения
структурной и
смысловой организации, функциональной предназначенности;
•
употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного
крымскотатарского литературного языка;
•
использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в
собственной речевой практике;
•
применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных
видах анализа.
•
стилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Ученик научится:
•
соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в
объёме содержания курса);
•
объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с
помощью графических символов);
•
обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
•
извлекать необходимую информацию из орфографических словарей, использовать
её в процессе письма.
Язык и культура
Ученик научится:
•
выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в
произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и
исторических текстах;
•
приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше
узнать историю и культуру страны;
•
уместно использовать правила крымскотатарского речевого этикета в учебной
деятельности и повседневной жизни.
Ученик получит возможность научиться:
•
характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории
народа — носителя языка;
•
анализировать и сравнивать крымскотатарский речевой этикет с речевым этикетом
других народов Республики Крым и мира.

•
•
•
•
•

Содержание учебного предмета 5 класс (34 часа) 1 ч. в неделю
Повторение (4ч.)
Роль языка в жизни человека.
Части речи. Имя существительное: собственное и нарицательное.
Имя прилагательное. Образование имён прилагательных.
Числительное. Местоимение. Личные местоимения.

•
•
•
•

Глагол. Времена глаголов.
Синтаксис и пунктуация (11ч.)
Словосочетание. Главное и зависимое слово. Связь слов в словосочетании.
Предложение, грамматическая основа. Предложения по цели высказывания.
Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены
предложения.
•
Однородные члены предложения; правила пунктуации; обобщающие слова, знаки
препинания; вводные слова и их правописание; обращения и их правописание
•
Сложное предложение: знаки препинания в сложном предложении; средства
интонации в сложном предложении. Правила пунктуации при прямой речи.
•
Фонетика и правописание (7ч.)
•
Буквы и звуки. Звуки гласные и согласные. Глухие и звонкие согласные;
особенности правописания букв гъ, къ, нъ, дж. Особенности правописания букв я, ю, ё, е.
Знакомство с орфографическим словарём. Орфографические ошибки. Слог. Ударение.
•
Лексикология (4ч.)
•
Лексическое значение слова. Слова однозначные и многозначные, с прямым и
переносным значением. Лексические ошибки. Синонимы, антонимы, омонимы. Словари
синонимов и антонимов.
•
Словообразование. Состав слова (7ч.)
•
Правила правописания и образования слов. Однокоренные слова. Корень, суффикс,
разнообразие суффиксов. Образование слов в крымскотатарском языке. Правописание
слов сложных и парных.
•
Повторение (1ч.)
Содержание учебного предмета 6 класс (34часа) 1 ч. в неделю
• Введение. (1ч.) Красота и богатство крымскотатарского языка
• Повторение. (4ч.) Словосочетание. Предложения по цели высказывания. Однородные
члены предложения: правила пунктуации; обобщающие слова, знаки препинания;
вводные слова и их правописание. Правила пунктуации при прямой речи. Простые и
сложные предложения; их правописание.
• Лексика. (5ч.) Словарный состав: исконно тюркские слова. Заимствованные слова.
Богатство и развитие лексики: общеупотребительные, неологизмы, архаизмы,
профессионализмы, диалектные слова. Правила орфографии заимствованных слов.
Фразеология: разнообразие фразеологизмов и их роль в речи. Культура речи. Роль в речи
терминов, профессионализмов, заимствованных слов.
• Морфология. Имя существительное. (11ч.) Общие сведения, морфологическая,
синтаксическая роль. Категории существительного. Образование существительных:
притяжательные сказуемые, уменьшительно-ласкательные суффиксы; изменения
существительных по падежам. Способы образования существительных и их образование.
• Прилагательное. (6ч.) Общие сведения, морфологическая и синтаксическая роль;
относительные и качественные прилагательные; степени сравнения прилагательных:
сравнительная и превосходная степени; уменьшительные и увеличительные
прилагательные; способы образования прилагательных; прилагательные, образованные
синтаксическим способом; парные и сложные прилагательные. Культура речи.
Использование прилагательных в речи. Использование в речи сравнительной и
превосходной степеней прилагательного.
• Числительные. (6ч.) Общие сведения. Морфологические свойства, синтаксические
функции. Разряды числительных по значению и строению: количественные, порядковые,
дробные, примерные. Правописание числительных. Употребление в речи.
• Повторение. (1ч.)

Содержание учебного предмета 7 класс (34 часа) 1 ч. в неделю
• Введение. (1ч.) Место крымскотатарского языка среди тюркской группы языков.
• Повторение. (1ч.) Изученные в 6 классе части речи. Имя существительное.
Прилагательное. Числительное.
• Местоимение. (6ч) Общие сведения, морфологическая и синтаксическая роль. Разряды
местоимений. Использование в речи местоимений. Правильное использование в речи
личных местоимений.
• Глагол. (14ч.) Общие сведения, морфологическая и синтаксическая роль.
Отрицательная и положительная формы глагола. Времена глагола. Прошедшее время
глагола. Формы прошедшего времени глагола. Настоящее время глагола. Будущее время
глагола. Наклонения глагола. Образование глаголов.
• Наречие. (4ч.) Общие сведения, морфологическая и синтаксическая роль. Степени
сравнения наречий. Способы образования наречий и правило их правописания.
Правильное использование наречий в речи.
• Служебные части речи. (7ч.) Предлоги. Способы образования предлогов и их
правописание. Союзы. Общие сведения, разряды, роль союзов в простом и сложном
предложении. Использование союзов в речи. Частицы. Правило правописание частиц.
Культура речи. Выразительное чтение предложений с частицами.
• Повторение. (1ч.)
Содержание учебного предмета 8 класс (34 часа) 1 ч. в неделю
• Введение. (1ч.) Современный крымскотатарский язык.
• Повторение. (2ч.) Лексическое и грамматическое значение слова. Признаки
самостоятельных частей речи. Служебные части речи.
• Словосочетания и предложение (6). Состав и строение словосочетаний. Предложение:
предложения по цели высказывания. Простое и сложное предложения.
Порядок слов в предложении. Знаки препинания в предложении.
• Двусоставные предложения(9). Главные члены предложения. Подлежащее, способы
выражения подлежащего. Способы выражения сказуемого. Второстепенные члены
предложения. Выражение дополнения и обстоятельства. Выражение обстоятельства.
• Односоставные предложения (3). Односоставные предложения. Назывное
односоставное предложение. Сказуемостные односоставные предложения, их разряды.
Полные предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Неполные
предложения.
• Осложнённые предложения (12). Предложения с однородными членами предложения.
Знаки препинания при однородных членах предложения. Обобщающие слова при
однородных членах предложения.
Обращения. Вводные слова и вводные предложения, знаки предложения. Обособленные
члены предложения, их разряды.
• Повторение (1ч.)
Содержание учебного предмета 9 класс (34 часа) 1ч. в неделю
Введение (1ч.) Литературный язык и диалекты.
Повторение (7ч.) Сложное предложение. Словосочетание и предложение как основные
единицы синтаксиса. Сложное предложение: союзные и бессоюзные.
Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.
Сложное предложение.(3ч.). Сложносочинённое предложение: состав, способы связи.
Роль простого предложения в составе сложного.

Сложносочинённое предложение (6ч.). Сложносочинённое предложение: состав,
способы связи. Роль простого предложения в составе сложного. Урок обобщения.
Сложноподчинённое предложение (9ч.). Состав, способы связи. Виды
сложноподчинённых предложений подлежащное, сказуемостное, изъяснительное,
определительное. Виды СПП времени, места, причины, цели. Виды СПП придаточные
условия, образа действия, меры и степени. Правило пунктуации в СПП.
Бессоюзное сложное предложение (7ч.). Бессоюзное сложное предложение, знаки
препинания. Сложные союзные предложения. Сложные предложения с различными
видами связи: состав, виды. Прямая речь. Диалог. Цитаты.
Повторение. (1ч.)

Тематическое планирование (Тематик планлаштырув)
5 класс – 34 часа
№

1.
2.
3.
4.

5.

6.

Наименование разделов и
тем
Болюклернинъ ады

Всего
часов
Саат

Р.Р.
Н.И.

Повторение. Текрарлав.
Синтаксис и пунктуация.
Синтаксис ве пунктуация .
Фонетика. Фонетика.

4
11

1
1

7

1

Лексикология.
Лексикология.

4

Словообразование. Состав
слова. Сёзлернинъ
япылувы.
Повторение за год.
Йыллыкъ текрарлав.
Итого:

7

Практическая часть
Амелий къысым
Контр.
Изложе Сочине
раб.
ние
ние
Дикт.
Беян
Инша
К.иш Д
1
1

1

1

4

2

1
34

1

-

Тематическое планирование (Тематик планлаштырув)
6 класс – 34 часа
№

Наименование разделов и
тем
Болюклернинъ ады

Всего
часов
Саат

Р.Р.
Н.И.

1.

Введение. Кириш

1

1.

Повторение. Текрарлав

4

2.

Лексика. Лексика

5

1

3.

Морфология. Имя
существительное. Исим

11

1

4.

Имя прилагательное.
Сыфат

6

1

5.

Числительное. Сайы

6

1

6.

Повторение за год.

1

Практическая часть
Амелий къысым
Контр. Изложе Сочине
раб.
ние
ние
Дикт.
Беян
Инша
К.иш Д

1
1

1

1

Йыллыкъ текрарлав
Итого:

34

4

2

1

1

Тематическое планирование (Тематик планлаштырув)
7 класс – 34 часа
№

Наименование разделов и
тем
Болюклернинъ ады

Всего
часов
Саат

Р.Р.
Н.И.

Практическая часть
Амелий къысым
Контр. Изложе Сочине
раб.
ние
ние
Дикт.
Беян
Инша
К.иш Д

1.

Введение. Кириш

1

1.

Повторение. Текрарлав

1

2.

Местоимение. Замир.

6

1

3.

Глагол. Фииль.

14

2

1

4.
5.

Наречие. Зарф.
Служебные части речи.
Ярдымджы сёз чешитлери.
Повторение за год.
Йыллыкъ текрарлав
Итого:

4
7

1

1

4

2

6.

1

1

1

1

1
34

Тематическое планирование (Тематик планлаштырув)
8 класс – 34 часа
№

Наименование разделов и
тем
Болюклернинъ ады

Всего
часов
Саат

Р.Р.
Н.И.

Практическая часть
Амелий къысым
Контр. Изложе Сочине
раб.
ние
ние
Дикт.
Беян
Инша
К.иш Д

1.

Введение. Кириш

1

1.

Повторение. Текрарлав

2

2.

Словосочетание.
Предложение. Сёз
бирикмеси. Джумле.

6

1

3.

Двусоставное
предложение. Эки
теркипли лджумле.

9

1

1

4.

Односоставное
предложение. Бир теркипли
джумле.
Осложнённые
предложения.

3

2

1

5.

12

1

1

6.

Муреккеплешкен
джумлелер.
Повторение за год.
Йыллыкъ текрарлав
Итого:

1
34

4

2

1

1

Тематическое планирование (Тематик планлаштырув)
9 класс – 34 часа
№

Наименование разделов и
тем

Всего
часов

Болюклернинъ ады

Саат

Практическая часть
Амелий къысым
Р.Р.

Контр.

Н.И.

раб.
Дикт.

Изложе
ние

Сочине
ние

Беян

Инша

К.иш Д
1.

Введение. Кириш.

1

2.

Повторение. Текрарлав.

7

3.

Сложные предложения.

3

1
1

Муреккеп джумле
4.

Сложносочинённое
предложение.

6

1

1

9

1

7

1

1

4

2

Тизме муреккеп джумле.

5.

Сложноподчинённое
предложение.
Табили муреккеп джумле.

6.

Бессоюзное сложное
предложение.

1

Багълайыджысыз
муреккеп джумле.
7.

Повторение за год.
Йыллыкъ текрарлав.

1

Итого:

34

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».