РП ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ10

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Карьерновская средняя школа» Сакского района Республики Крым

.

РАССМОТРЕНО
Руководитель ШМО
_______
подпись

ФИО

Протокол заседания ШМО
от 23 августа 2023г. №

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора МБОУ
«Карьерновская средняя школа»
_____________ А.Б. Ибрагимова
подпись

ФИО

28 августа 2023г

УТВЕРЖДЕНО
Приказ №
от 31 августа 2023г.
Директор МБОУ «Карьерновская
школа»
_________
Э.И. Саттарова
подпись

РАБОЧАЯ

средняя

ФИО

ПРОГРАММА

(ID 1195518)
элективного курса « Искусство общения» (Базовый уровень)
для обучающихся 10 классов
Срок реализации

один год

Данная рабочая программа соответствует федеральной образовательной программе среднего общего образования,
утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 N 371 «Об утверждении
федеральной образовательной программы среднего общего образования».
2023г.

Пояснительная записка
В мировой практике общение является важнейшим фактором профессионального успеха. «Искусство общения — не только один из
компонентов, но и ведущая составляющая профессионального мастерства». Именно поэтому обучение и отработка навыков общения
становятся первоочередной задачей еще в стенах общеобразовательной школы, так как именно здесь закладывается фундамент личностного и
профессионального успеха.
Известно, что одними из первых специалистов, почувствовавших необходимость в обучении навыкам общения, стали бизнесмены. Так,
например, Джон Рокфеллер, подчеркивая, что умение взаимодействовать с партнером — первое из важнейших условий эффективности продаж,
говорил, что он готов платить за обучение искусству общения гораздо больше, чем за любой другой товар. В процессе взаимодействия
человека с человеком важным оказывается все: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию партнера по
общению. В настоящее время проведение семинаров, тренингов, посвященных теме «Общения» стало характерной особенностью внутренней
политики многих организаций, в том числе и образовательных учреждений, все это подтверждает актуальность представленной темы и требует
специальной, тщательной проработки многих вопросов.
Программа «Искусство общения» направлена на развитие коммуникативных навыков среди учащихся 10 класса общеобразовательной
школы. В программе курса подробно рассматриваются следующие вопросы: как сделать общение более эффективным, как сообщать
информацию, как задавать вопросы, как противостоять манипуляциям, как быть более уверенным, как справляться со своими эмоциями и как
избежать ненужных конфликтов. Программа составлена на основе авторской программы Серякиной А. В., педагога - психолога МОУ «СОШ
№ 15» г. Энгельса.
Особенностью программы «Искусство общения» является методология проведения. В программе используются традиционные методы
– тесты, лекционный материал, ситуации, а также интерактивные методы: групповая дискуссия, ролевая игра, мозговой штурм и др. С
практическими заданиями учащиеся выходят на параллель среднего звена школы, что помогает на практике закрепить пройденный материал
(социометрические исследования, диагностика эмоционального состояния, тематические классные часы и т.д.). Изучаемый материал
формирует познавательный интерес учащихся, включает в себя научные знания и наиболее ценный опыт практической деятельности человека.
Цель программы: формирование теоретических и практических навыков общения; расширение знаний учащихся о себе и своих
возможностях; формирование активной жизненной позиции.
Задачи:
- развить навыки общения;
- подготовить учащихся к осознанию и пониманию многогранности мира общения;
- обеспечить учащихся средствами самопознания;
- развивать навыки, необходимые для успешного и всестороннего взаимодействия с окружающим миром;
- развивать стремления к позитивным личностным преобразованиям.

Планируемые результаты:
- способность грамотно строить свои взаимоотношения с окружающими;
- умение рассуждать, искать пути активного преодоления препятствий в процессе собственного развития;
- умение анализировать ситуацию, мотивы, интересы, чувства, поступки других людей;
- умение конструктивными способами разрешать конфликтные ситуации;
- осознание возможности и необходимости быть субъектом общественной жизни и деятельности;
- активная жизненная позиция.
Личностными результатами работы по программе курса являются следующие умения и качества, приобретаемые учениками:
 овладение навыками эффективного общения;
 овладение навыками саморефлексии и самоанализа;
 гармонизация отношений с окружающими;
 ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
 потребность в самовыражении через слово.


Метапредметными результатами работы по программе являются следующие универсальные учебные действия (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с
этими критериями.
Познавательные УУД:
– самостоятельно находить текстовую информацию, адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на
слух;
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при
выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнѐрами;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
– владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Структура программы.
Программа рассчитана 1 год изучения, т.е. на 34 академических часа. Занятия включают в себя как лекционную, так и тренинговую
форму работы. Первое занятие вводное, направлено на знакомство учащихся с предлагаемой темой, личное и групповое целеполагание.
Оценка достижений учащихся происходит по итогам групповой рефлексии, результатам психологического тестирования и зачету по
пройденной тематике в форме практического применения навыков.

Тематический планирование
№ п\п

Наименование разделов и тем

Кол-во
часов

Программное содержание

1.

Введение

1

Библиотека ЦОР

2

Общение — основа человеческого бытия

2

Библиотека ЦОР

3

Деловое общение

1

Библиотека ЦОР

4.

Обмен информацией в коммуникативном процессе

1

Библиотека ЦОР

5.

Виды взаимодействия при общении

1

Библиотека ЦОР

6.
7

Восприятие другого человека в процессе общения.
Коммуникация как одна из сторон человеческого
общения.
Специфика общения с аудиалами, визуалами,
кинестетиками

2

Библиотека ЦОР

1

Библиотека ЦОР

8

Понимание в процессе общения

1

Библиотека ЦОР

9

Секреты общения в поисках работы

1

Библиотека ЦОР

10

Успех делового общения

1

Библиотека ЦОР

11

Вербальное общение

1

Библиотека ЦОР

12

Учимся говорить

1

Библиотека ЦОР

13

Умение убеждать словом

2

Библиотека ЦОР

14

Умение слушать собеседника

1

Библиотека ЦОР

15

Нерефлексивное и рефлексивное слушание

1

Библиотека ЦОР

16

Фильтры слушания

1

Библиотека ЦОР

17

Невербальное общение

3

Библиотека ЦОР

18

Дистанция, позиция

1

Библиотека ЦОР

19

По одежке встречают

1

Библиотека ЦОР

20

Приемы повышения эффективности общения

1

Библиотека ЦОР

21

Коллектив. Взаимоотношения внутри коллектива

1

Библиотека ЦОР

22

Социум и социометрия

1

Библиотека ЦОР

23

Конфликт и его структура

1

Библиотека ЦОР

24

Конфликтные
типы
взаимодействия с ними

1

Библиотека ЦОР

25

Стратегии поведения в конфликтных ситуациях

1

Библиотека ЦОР

26

Правила поведения в конфликтах

1

Библиотека ЦОР

27

Манипуляции и способы противостояния им

1

Библиотека ЦОР

28

Техники отказа собеседнику

1

Библиотека ЦОР

29

Обобщение пройденного материала.

1

Библиотека ЦОР

личности

и

Общее количество часов по программе

1.
2.
3.
4.
5.
6.

стратегии

34

Учебно- методическое обеспечение:.
Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы М.: Мос. универ., 2013
Алехина И. Имидж и этикет делового человека. — М.: Финансы и статистика, 2012.
Браим И. Культура делового общения. — Минск: ИП Экоперспек-тива, 2012.
Маркичева Т.Б., Ножин Е.А. Деловое общение: практические рекомендации. М.:РАГС, 2013
Рогов Е.И. Психология общения. — М.: Владос, 2013
Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения, М.: Академия 2012.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Карьерновская средняя школа» Сакского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
Руководитель ШМО
_______
подпись

ФИО

Протокол заседания ШМО
от 23 августа 2023 г. №

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора МБОУ
«Карьерновская средняя школа»
_____________ А.Б. Ибрагимова
подпись

ФИО

28 августа 2023г

УТВЕРЖДЕНО
Приказ № 173 от 23 августа 2023 г.
Директор МБОУ «Карьерновская
средняя школа»
_________
Э.И. Саттарова
подпись

ФИО

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Элективный курс
Уровень

Искусство общения_ _
БАЗОВЫЙ________________

Педагог -психолог Мамбетова Бекджан Асановна
Ф.И.О. учителя-разработчика

Класс____________ 10_______________________
2023/2024 учебный год
Количество часов:
Всего 34 часов ; в неделю
1
часа.
Календарно-тематическое планирование разработано на основе рабочей программы элективного курса «Искусство
общения», утверждѐнной приказом по школе от 23.08. 2023 №173.
2023 г.

Тип и форма урока
№ п\п

Кол-во
часов

Тема урока

1.

Введение. Искусство
правила и секреты

2

Общение — основа человеческого бытия

1

3

Общение — основа человеческого бытия.

1

4.

Деловое общение.

1

5.

Обмен информацией
процессе.

6.

Виды взаимодействия при общении.

7
8
9

Дата

общения

в

с

людьми:

коммуникативном

Восприятие другого человека в процессе
общения
Коммуникация
как
одна
из
сторон
человеческого общения.
Специфика общения с аудиалами, визуалами,
кинестетиками

1

1
1
1
1
1

10

Понимание в процессе общения

1

11

Секреты общения в поисках работы

1

12
13
14
15

Успех делового общения
Вербальное общение
Учимся говорить
Умение убеждать словом

1
1
1
1

план
Урок ознакомление с
новым материалом
Урок ознакомление с
новым материалом
Урок-лекция

06.09.
13.09.
20.09.

Урок-лекция
Урок ознакомление
новым материалом
Урок ознакомление
новым материалом
Урок-лекция

27.09.
с

04.10

с 11.10.

факт

Электронные
образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОР
Библиотека ЦОР
Библиотека ЦОР
Библиотека ЦОР
Библиотека ЦОР

18.10.

Библиотека ЦОР
Библиотека ЦОР

Урок-лекция

25.10.

Библиотека ЦОР

Урок-лекция

08.11.

Библиотека ЦОР

Урок
ознакомление
сновым материалом
Урок ознакомление с
новым материалом
Урок-лекция
Урок-практикум
Урок-практикум
Урок ознакомление с

15.11.

Библиотека ЦОР

22.11.

Библиотека ЦОР

29.11.
06.12
13.12.
20.12.

Библиотека ЦОР
Библиотека ЦОР
Библиотека ЦОР
Библиотека ЦОР

27

Слушание. Условия эффективного восприятия
речи
Умение слушать собеседника
Нерефлексивное и рефлексивное слушание
Фильтры слушания
Невербальное общение
Невербальное общение
Невербальное общение
Дистанция, позиция
По одежке встречают
Приемы повышения эффективности общения
Коллектив.
Взаимоотношения
внутри
коллектива
Социум и социометрия

28

Конфликт и его структура

1

29

Конфликтные типы личности и стратегии
взаимодействия с ними

1

30

Стратегии поведения в конфликтных ситуациях

1

16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

31
32
33
34

Правила поведения в конфликтах
Манипуляции и способы противостояния им
Техники отказа собеседнику
Обобщение пройденного материала.
Общее количество часов по программе

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
34

новым материалом
Урок практикум

27.12.

Библиотека ЦОР

Урок-практикум
Урок-лекция
Урок-лекция
Урок-лекция
Урок-практикум
Урок- практикум
Урок-лекция
Урок-лекция
Урок-лекция
Урок-лекция

10.01.
17.01.
24.01.
31.01.
07.02.
14.02.
21.02.
28.02.
06.03.
13.03.

Библиотека ЦОР
Библиотека ЦОР
Библиотека ЦОР
Библиотека ЦОР
Библиотека ЦОР
Библиотека ЦОР
Библиотека ЦОР
Библиотека ЦОР
Библиотека ЦОР
Библиотека ЦОР

27.03.
с 03.04.

Библиотека ЦОР
Библиотека ЦОР

с 10.04.

Библиотека ЦОР

с 17.04.

Библиотека ЦОР

24.04.
08.05.
15.05.
22.05.

Библиотека ЦОР
Библиотека ЦОР
Библиотека ЦОР
Библиотека ЦОР

Урок-лекция
Урок ознакомление
новым материалом
Урок ознакомление
новым материалом
Урок ознакомление
новым материалом
Урок- практикум
Урок- практикум
Урок- практикум
Урок- практикум

Календарно-тематическое планирование
№
п/п

Дата

Название темы
По плану
Повседневный этикет

Фактически

Колво
часов
12

1

Этикет визитов и приѐмов гостей.

02.09

1

2
3
4
5
6
7

Ролевая игра.
Обсуждение игры.
Правила сервировки стола.
Как вести себя за столом.
Как правильно есть.
Красота повседневности.

09.09
16.09
23.09
30.09
14.10
21.10

1
1
1
1
1
1

8

Понятие внешности. Рациональность в выборе одежды.

28.10

1

9

Внешность и капризы моды. Школьная форма.

11.11

1

10
11
12

Уроки самовоспитания. Проверка дневников по самовоспитанию.
Конкурс знатоков этикета.
Итоги работы над собой.

25.11
02.12
09.12

1
1
1

Культура речи

22

13
14
15
16
17

Основные понятия культуры речи.
Тестирование.
Функциональные разновидности русского языка.
Работа с толковым словарем.
Работа над речевыми недочетами; постановка ударений в словах; нормы произношения.

16.12
23.12
30.12
13.01
20.01

1
1
1
1
1

18
19
20
21
22
23
24

Работа с текстом.
Анализ работы.
Учимся деловому общению.
Занятие-практикум.
Культура монологической речи.
Научиться строить собственное монологическое и диалогическое высказывание.
Грамотно отбирать языковые средства.

27.01
03.02
10.02
17.02
24.02
03.03
10.03

1
1
1
1
1
1
1

25
26
27
28
29
30
31
32

Учимся выступать перед аудиторией.
Составление речи.
Групповая работа.
Искусство диалога.
Анализ речи персонажей.
Умение вести дискуссии.
Семинарское занятие.
Уроки самовоспитания.

17.03
24.03
31.03
14.04
21.04
28.04
05.05
12.05

1
1
1
1
1
1
1
1

33
34

Тестирование «Воспитанный ли я человек?»
Подведение итогов работы над собой.

19.05
19.05

1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».