пдф рп астр 11 (1)













Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность,
креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные
планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность
вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и
идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к
собственному физическому и психологическому здоровью;
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
 искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск
и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
 критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в
информационных источниках;
 использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а
также противоречий, выявленных в информационных источниках;
 находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно
относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного
развития;
 выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса
средств и способов действия;
 выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и
ресурсные ограничения;
 менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Регулятивные:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;














оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих
людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные
затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Коммуникативные:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и
за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а
не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик,
исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых
средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и
образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты :

Выпускник на базовом уровне научится:
 воспроизводить сведения по истории развития астрономии, о ее связях с физикой и математикой;
 использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа;
 воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное,
поясное, летнее и зимнее время);
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
 объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;
 объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и
фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;
 применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.
Строение Солнечной системы
Выпускник на базовом уровне научится:
 воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира;


воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения
планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);
 вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры — по угловым размерам и расстоянию;
 формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего уточненного) закона Кеплера;
 описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным
эксцентриситетом;
 объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
 характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы.
Солнце и звезды
Выпускник на базовом уровне научится:
 определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);
 характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;
 описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к
 поверхности;
 объяснять механизм возникновения на Солнц грануляции и пятен;
 описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;
 вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
 называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»;
 сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
 объяснять причины изменения светимости переменных звезд;
 описывать механизм вспышек новых и сверхновых;
 оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
 описывать этапы формирования и эволюции звезды;
 характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов,
нейтронных звезд и черных дыр.
Строение и эволюция Вселенной
Выпускник на базовом уровне научится:
 объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);
 характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);
 определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»;
 распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);


сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;
обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;
 формулировать закон Хаббла;
 определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых;
 оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
 интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы горячей Вселенной;
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
 классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее
 расширения — Большого взрыва;
 интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной
энергии» вида материи, природа которой еще неизвестна.
Жизнь и разум во Вселенной
Выпускник на базовом уровне научится:
 систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной;





Содержание учебного предмета
ВВЕДЕНИЕ В АСТРОНОМИЮ ( 1ч)
Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая
системы. Особенности методов познания в астрономии. Практическое применение астрономических исследований. История развития
отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.
АСТРОМЕТРИЯ ( 5ч)
Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездная карта, созвездия, использование компьютерных
приложений для отображения звездного неба. Видимая звездная величина. Суточное движение светил. Связь видимого расположения
объектов на небе и географических координат наблюдателя. Движение Земли вокруг Солнца. Видимое движение и фазы Луны.
Солнечные и лунные затмения. Время и календарь.
НЕБЕСНАЯ МЕХАНИКА ( 3ч)
Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет. Методы определения расстояний до тел
Солнечной системы и их размеров. Небесная механика. Законы Кеплера. Определение масс небесных тел. Движение искусственных
небесных тел
. Тест № 1 « Астрометрия. Небесная механика »
СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (7ч)
Происхождение Солнечной системы. Система Земля - Луна. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет.
Малые тела Солнечной системы. Астероидная опасность.

Тест № 2 « Строение Солнечной системы »
АСТРОФИЗИКА И ЗВЕЗДНАЯ АСТРОНОМИЯ ( 7ч)
Электромагнитное излучение, космические лучи и Гравитационные волны как источник информации о природе и свойствах небесных
тел. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Космические аппараты. Спектральный анализ. Эффект Доплера. Закон
смещения Вина. Закон Стефана-Больцмана.
Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности.
Определение расстояния до звезд, параллакс. Двойные и кратные звезды. Все солнечные планеты. Проблема существования жизни во
Вселенной. Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение химических элементов. Переменные и вспыхивающие
звезды. Коричневые карлики. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии. Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявления
солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. Роль магнитных полей на Солнце.
Солнечно-земные связи.
Тест№3 « Астрофизика и звездная астрономия»
МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ . НАША ГАЛАКТИКА ( 3ч)
Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики. Темная материя.
ГАЛАКТИКИ ( 3ч)
Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. Сверхмассивные черные дыры и активность
галактик. Представление о космологии. Красное смещение. Закон Хаббла.
Тест № 4 « Млечный путь. Галактики »
СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ ( 2ч)
Эволюция Вселенной. Большой Взрыв. Реликтовое излучение.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ АСТРОНОМИИ ( 2ч)
Ускоренное расширение Вселенной. Темная энергия. Обнаружение других планет около других звезд. Поиск жизни и разума
Тест № 5 « Строение и эволюция Вселенной.Современные проблемы астрономии»
Итоговая контрольная работа
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№

Наименование разделов и тем

1
2
3
4
5

Введение в астрономию
Астрометрия
Небесная механика
Строение Солнечной системы
Астрофизика и звездная
астрономия

Учебные
часы
1
5
3
7
7

Контрольная работа и
контрольные тесты

1
1
1

Практическая часть

тест
тест
тест

6
7
8
9
10

Млечный путь
Галактики
Строение и эволюция Вселенной.
Современные проблемы
астрономии
Итоговая контрольная работа

3
3
2
2

ИТОГО:

1

тест

1

тест

1

1

КР

34

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».