ПРИНЯТО на заседании Педагогического совета Протокол от 23.08.2024 г.№ 15 УТВЕРЖДЕНО приказом МБОУ «Карьерновская средняя школа» от 29.08.2024 г. № 147 Положение о системе оценивания и порядке проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения) 1. Общие положения. 1.1. Положение о системе оценивания и порядке проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения (интеллектуальные нарушения) МБОУ «Карьерновская средняя школа» (далее-Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. 1.2. Настоящее Положение разработано в целях проверки соответствия образовательных достижений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее-ОВЗ), в том числе с умственной отсталостью, требованиям Адаптированных образовательных программ и адаптированных основных образовательных программ по которым они обучаются, к результатам их освоения, в том числе к результатам освоения коррекционноразвивающей области в соответствии . 1.3. Положение является локальным актом школы, разработано в целях: - регламентирования порядка оценивания знаний и достижений обучающихся в освоении Адаптированных образовательных программ и адаптированных основных образовательных программ для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в ходе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации; - установления единых требований к оценке достижений обучающихся и выставлению отметок (единой «оценочной политики») в ходе текущего контроля успеваемости и при проведении промежуточной аттестации; - организации наблюдения за продвижением обучающихся в своем развитии; - определения содержания, порядка, форм и сроков проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся с нарушениями интеллекта. 1.4. В Положении использованы следующие определения (понятия), с точки зрения дидактики, применяемые в педагогической практике: - оценка представляет собой процесс определения количественных и качественных показателей теоретической и практической подготовки обучаемых существующих оценочным требованиям, предъявляемым к ним школьными программами; - отметка - это количественная оценка знаний, навыков и умений, приобретенных обучающимися, являющаяся результатом процесса оценивания, выраженная в баллах; - выставление отметки - определение балла (количественно выраженной оценки) по официально принятой шкале для фиксирования результатов учебной деятельности, степени ее успешности. 2. Критерии оценивания успешности продвижения обучающихся с умственной отсталостью (УО) ,обучающихся по адаптированной образовательной программе. 2.1. Выставляемые оценки обучающимся не могут быть приравнены к оценкам обучающихся осваивающих общеобразовательные дисциплины в виду значительной неоднородности состава обучающихся по степени дефекта умственной отсталости, а являются лишь показателем успешности продвижения школьников по отношению к самим себе. Оценка также играет роль стимулирующего фактора, поэтому допустимо работу некоторых учеников оценивать более высоким баллом. 2.2. В целях преодоления несоответствия между требованиями к процессу обучения по образовательным программам определенной ступени и реальными возможностями ребенка, связанными со структурой дефекта, необходимо использовать адресную методику оценки знаний и продвижения обучающихся, воспитанников по категориям: - с легкой умственной отсталостью; - с умеренной (средней) умственной отсталостью; - со сложной структурой дефекта, умеренной и тяжѐлой умственной отсталостью. 2.3. При планировании предполагаемых результатов по освоению рабочих программ по предметам, педагогам необходимо определить уровень возможностей каждого обучающегося, исходя из его потенциальных возможностей и структуры дефекта, согласно которому использовать определѐнные критерии оценивания знаний по предметам и успешности его продвижения. 1- й уровень: Обучающиеся, способные в полном объѐме освоить программу VIII вида. Они обучаются достаточно успешно, понимают объяснение учителя, способны самостоятельно применять полученные знания с опорой на наглядность. 2- й уровень: Обучающиеся, способные освоить программу VIII вида в меньшем объѐме, с дозированной по интенсивности и по сложности материала индивидуальной образовательной нагрузкой. Школьники данной категории, в силу структуры дефекта, испытывают трудности при усвоении программного материала и нуждаются в разнообразных видах помощи (словеснологической, наглядной и предметнопрактической). Они способны применить правила только при выполнении аналогичного задания, однако каждое измененное задание воспринимается ими как новое. 3- й уровень: Дети с комплексными нарушениями в развитии и со сложным дефектом, не способные освоить программу, кроме отдельных разделов, избирательно, в зависимости от степени выраженности дефекта и потенциальных возможностей, под контролем и с помощью взрослого в сопряжѐнном режиме на самом низком уровне. Продвижение обучающегося отслеживается относительно самого ребѐнка. 2.4. В 1 классе система оценивания - безотметочная. Результат продвижения первоклассников в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования учебных навыков, речи - 1 раз в четверть. 2.5. Оценка обучающихся 2-9-х классов школы по всем учебным предметам, за исключением коррекционного блока, осуществляется по пятибалльной системе (с измененной шкалой оценивания) по каждому предмету: - «5» - отлично, - «4» - хорошо, - «3» - удовлетворительно – «2» - неудовлетворительно. Выставление отметок обучающимся с УО за устные ответы и письменные работы проводится с учетом объема правильно выполненных заданий: • «5» ( отлично) - правильно выполнено свыше 65% задания; • «4» ( хорошо) - правильно выполнено от 51% до 65% задания • «3» (удовлетворительно) - правильно выполнено от 35% до 50% задания. Эта отметка может выставляться в тетради за небрежно выполненные задания, а также педагогом в устной форме, как метод воспитательного воздействия на ребѐнка 2.6. У обучающихся по адаптированным образовательным программам для обучающихся с умственной отсталостью проверяются и оцениваются все письменные работы, рисунки, подделки. При оценке знаний, умений и навыков необходимо учитывать индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающихся, состояние их эмоциональноволевой сферы. Ученику с низким уровнем потенциальных возможностей можно предлагать более легкие варианты заданий. При оценке письменных работ обучающихся, страдающих глубоким расстройством моторики, не следует снижать оценку за плохой почерк, неаккуратность письма, качество записей и чертежей. К ученикам с нарушением эмоционально-волевой сферы рекомендуется применять дополнительные стимулирующие приемы (давать задания поэтапно, поощрять и одобрять обучающихся в ходе выполнения работы и т.п.). 2.7. В ходе текущего контроля успеваемости педагоги могут использовать методы (критерии) оценки знаний обучающихся, воспитанников, которые, могут быть прописаны в блоке рабочей программы. 3. Особенности оценки достижения результатов освоения адаптированной образовательной программы (АООП) обучающимися с ОВЗ с умственной отсталостью . 3.1. Настоящее Положение разработано в целях проверки соответствия образовательных достижений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее-ОВЗ), в том числе с умственной отсталостью, требованиям Адаптированных основных общеобразовательных программ (далее - АООП), по которым они обучаются, к результатам их освоения, в том числе к результатам освоения коррекционно-развивающей области в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования для обучающихся с ОВЗ (далее – ФГОС НОО ОВЗ) и федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с умственной отсталостью (далее – ФГОС УО) 3.2. Структура и содержание планируемых результатов освоения АООП, разрабатываемой в Образовательной организации для обучающихся с ОВЗ с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее обучающиеся с УО), должны адекватно отражать требования федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования для обучающихся с ОВЗ (далее – ФГОС НОО ОВЗ) и федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с умственной отсталостью (далее – ФГОС УО), передавать специфику образовательного процесса, в том числе специфику целей изучения отдельных учебных предметов, соответствовать возможностям обучающихся с УО. 3.3. В связи с невозможностью разработки единых (типовых) требований к результатам образовательных достижений обучающихся с УО и в связи с несоответствием планируемых результатов освоения АООП обучающимися с УО результатам обучения по основным общеобразовательным программам, в том числе АООП, разработанным для обучающихся с ОВЗ без умственной отсталости, в Образовательной организации принята адресная методика оценки результатов освоения АООП и продвижения обучающихся с УО. С этой целью в соответствии с требованиями ФГОС УО и рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии разрабатываются два варианта обучения по АООП для различных категорий обучающихся с УО: • Вариант 1 АООП: для обучающихся с УО с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями); •Вариант 2 АООП для обучающихся с УО с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). 3.4. Освоение АООП (Варианты 1,2) обеспечивает достижение обучающимися с УО двух видов результатов: личностных и предметных. 3.5. Организация оценки личностных результатов освоения АООП обучающимися с УО (Варианты 1,2). 3.5.1. Личностные результаты освоения АООП (Варианты 1,2) включают индивидуально-личностные качества, жизненные компетенции и ценностные установки обучающихся с УО, необходимые для решения практико - ориентированных задач и обеспечивающие становление социальных отношений обучающихся с УО в различных средах: 3.5.2. Возможные личностные результаты освоения АООП (Варианты1,2) заносятся в рабочие программы по предметам и курсам, в программы коррекционно-развивающих занятий и внеурочной работы. 3.5.3. Критериальным аппаратом для оценки жизненных компетенций служит перечень возможных результатов личностного развития обучающегося с УО (Таблица 1), который может быть дополнен с учетом индивидуальных особенностей развития обучающегося с УО. Таблица 1 Критерии оценки жизненных компетенций обучающегося с умственной отсталостью Критерии Индикаторы Параметры оценки Способность применять социально бытовые Сформированность Овладение умения под руководством взрослого социально-бытовых социально умений в домашних Способность обращаться за помощью при бытовыми формировании социально-бытовых умений условиях умениями, используемыми в Способность применять социально - бытовые повседневной умения самостоятельно жизни Сформированность Способность применять социально бытовые социально-бытовых умения под руководством взрослого в умений в ближайшем ближайшем окружении окружении (в школе, Способность обращаться за помощью при со знакомыми) формировании социально - бытовых умений. Способность применять социально - бытовые умения самостоятельно Способность применять социально бытовые умения под руководством взрослого Сформированность социально - бытовых умений в более Способность обращаться за помощью при широкой жизненной формировании социально - бытовых умений. ориентации (в Способность применять социально - бытовые умения самостоятельно социуме) Сформированность Способность инициировать и поддерживать Владение навыков коммуникацию со взрослыми навыками коммуникации со коммуникации Способность применять адекватные способы взрослыми согласно поведения в разных ситуациях принятым нормам Способность обращаться за помощью и способам Сформированность Способность инициировать и поддерживать навыков коммуникацию со сверстниками коммуникации со Способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях сверстниками Способность обращаться за помощью Владение средствами Адекватность применения Способность использовать разнообразные средства коммуникации согласно ситуации, в Способность правильно применить способы социального взаимодействия согласно 3.5.4. Оценка личностных достижений по показателям в соответствии с п.3.6.3. настоящего Положения производится путем фиксации фактической способности к выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного результата личностного развития по следующей шкале, представленной в Таблице 2: Таблица 2 Шкала оценки личностных результатов обучения Уровни освоения (выполнения) действий / операций Количество баллов 1. Пассивное участие / соучастие: 0 - действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним). 2. Активное участие: - действие выполняется ребѐнком: со значительной помощью взрослого 1 с частичной помощью взрослого 2 по подражанию или по образцу 3 самостоятельно с помощью последовательной (пошаговой) 4 инструкции, полностью самостоятельно 5 3.5.5. Оценка достижений личностных результатов производится 2 раза в год: на начало учебного года и в конце учебного года. На основании сравнения показателей оценки личностных результатов экспертная группа в конце учебного года делает вывод о динамике развития жизненной компетенции обучающегося с УО за год по каждому показателю Таблицы 1 по следующей шкале: • 0 - отсутствие динамики или регресс. • 1 - минимальная динамика. • 3 - средняя динамика • 4- выраженная динамика. • 5 - полное освоение действия. Данные показатели вносятся в Карту мониторинга личностных результатов обучения обучающегося с УО. 3.6. Организация оценки предметных результатов обучения по АООП обучающихся с УО. 3.6.1. Предметные результаты включают освоенные обучающимися с УО знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность к их применению. 3.6.2. Предметные результаты не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося с УО в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений обучающегося с УО . 3.6.3. Оценивание предметных результатов обучения по АООП осуществляется в зависимости от варианта реализуемой АООП: 3.6.3.1. Балльная оценка предметных результатов образовательной деятельности осуществляется только для обучающихся с УО по Варианту 1 АООП и начинается со 2 класса в виде отметок: «5», «4», «3», «2»; обучение в 1 подготовительном и 1 основном классах является безотметочным. Выставляемые отметки обучающемуся с ОВЗ с УО являются лишь показателем успешности продвижения обучающегося по отношению к самому себе. 3.6.3.2. Оценка предметных результатов образовательной деятельности обучающихся с глубокой УО и ТМНР, обучающихся по Варианту 2 АООП в соответствии с ФГОС УО, проводится без выставления отметок. Для каждого обучающегося с глубокой УО и ТМНР разрабатываются специальные индивидуальные программы реабилитации (далее-СИПР), в которых указываются, какими умениями и навыками он должен овладеть, а также метод оценки знаний обучающегося с УО. 3.6.4. При оценке результатов освоения рабочих программ по предметам, педагогические работники определяют в соответствии настоящего Положения уровень потенциальных возможностей каждого обучающегося УО исходя из рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии, структуры дефекта, достигнутых образовательных результатов, согласно которому используются рекомендованные настоящим Положением подходы к оцениванию знаний по предметам и успешности его продвижения: • обучающиеся с ОВЗ с легкой степенью умственной отсталости ( Вариант 1 АООП): обучающиеся, способные в полном объѐме освоить АООП для обучающихся с ОВЗ (с нарушением интеллекта). Они обучаются достаточно успешно, понимают фронтальное объяснение, способны самостоятельно применять полученные знания с опорой на наглядность. • обучающиеся с ОВЗ с умеренной (средней) степенью умственной отсталости (Вариант 2 АООП): обучающиеся, способные освоить АООП с дозированной по интенсивности и по сложности материала индивидуальной образовательной нагрузкой. Обучающиеся данной категории, в силу структуры дефекта, испытывают трудности при усвоении программного материала и нуждаются в разнообразных видах помощи: словесно-логической, наглядной и предметно-практической. Они способны применить правила только при выполнении аналогичного задания, при этом, каждое измененное задание воспринимается ими как новое. • обучающиеся с ОВЗ с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости, с ТМНР (Вариант 2 АООП): обучающиеся не способные освоить программу, кроме отдельных разделов, избирательно, в зависимости от степени выраженности дефекта, под контролем и с помощью взрослого в сопряжѐнном режиме. 3.7. АООП Варианта 1 определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. 3.8. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с УО; отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися с УО с легкой и умеренной (средней) умственной отсталостью по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по АООП Варианта 1. 3.9. В случае, если обучающийся с УО не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то с согласия родителей (законных представителей) Образовательная организация и при условии соответствующего заключения психолого-медико-педагической комиссии может перевести обучающегося с УО на обучение по АООП Варианта 2. 3.10. Достаточный уровень рассматривается как повышенный и не является обязательным для всех обучающихся с УО. 3.8. Минимальный и достаточный уровень достижения предметных результатов фиксируются в рабочих программах по предметам и курсам 3.9. По завершению реализации АООП для обучающихся с УО проводится итоговая аттестация, содержание и процедуру проведения которой Образовательная организация разрабатывает самостоятельно в зависимости от вида реализуемой АООП и индивидуальных особенностей обучающегося с УО. 4. Особенности организации текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся с УО по Варианту 1 АООП 4.1. Организация текущего контроля успеваемости (порядок, периодичность, сроки проведения, обязательные формы и их количество) осуществляется с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающегося с УО, рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и Индивидуальной программы реабилитации для детей-инвалидов, определяется учителем, ведущим учебный предмет, учитывается при планировании прохождения учебного материала на учебный год. 4.1.2. Текущий контроль выполняет прогностическую (диагностическую) функцию для получения опережающей информации для прогнозирования хода изучения учебного материала в определенный учебный период и своевременной коррекции ИОМ обучающегося с УО. 4.1.3. Целями текущего контроля успеваемости являются: определение уровня и оценка степени освоения обучающимся с УО пройденных на период проверки тем и разделов рабочих ( учебных) программ по предметам; обнаружение (выявление) пробелов в знаниях, умениях и навыках обучающегося с УО доступного им объема программного материала, принятие своевременных мер к устранению этих пробелов, предупреждения неуспешности обучения по данному варианту АООП; обеспечение оперативного управления учебным процессом, своевременное внесение элементов коррекции в индивидуальные учебные планы (далее - ИУП). 4.1.4. К формам и методам оценки предметных образовательных достижений обучающихся с УО в рамках организации текущего контроля успеваемости относятся тематические проверочные работы, контрольные работы по итогам учебного периода (модуля, четверти, триместра, полугодия, года), практические и самостоятельные работы, в том числе выполненные с применением дистанционных технологий, устные ответы, выразительное чтение стихотворений наизусть, пересказы, отметки за которые выставляются в электронный журнал. 4.1.5. Для проведения объективного текущего контроля успеваемости, педагогическими работниками должны разрабатываться контрольно- измерительные материалы с учетом того уровня, который смогли достичь обучающиеся с УО в процессе обучения и позволяющие оценивать степень личного продвижения обучающегося с УО в освоении тем, разделов рабочих (учебных) программ. 4.1.6. В один учебный день для обучающихся с УО допустимо проводить только одну письменную контрольную работу, а в течение учебной недели - не более двух. Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день после каникул, первый и последний дни недели. 4.1.7. Выставление отметок обучающимся с УО за устные ответы и письменные работы проводится в соответствии с Приложением 2 к настоящему Положению или с учетом объема правильно выполненных заданий: «5» ( отлично) - правильно выполнено свыше 65% задания; «4» ( хорошо) - правильно выполнено от 51% до 65% задания «3» (удовлетворительно) - правильно выполнено от 35% до 50% задания. 4.1.8. Способ выставления отметок определяется педагогическим работником самостоятельно в зависимости от вида выполняемых обучающимся с УО заданий (вида работы). 4.1.9. Проверяются все письменные работы обучающегося с ОУ. В рабочих тетрадях ведется систематическая работа над ошибками. 4.1.10. При оценке знаний, умений и навыков необходимо учитывать индивидуальные особенности интеллектуального развития обучающегося с УО, состояние его эмоционально-волевой сферы, при необходимости создавая специальные условия в соответствии . 4.1.11. При оценке письменных работ обучающихся с УО, страдающих глубоким расстройством моторики, не снижается отметка за плохой почерк, неаккуратность письма, качество записей и чертежей. 4.1.12. Организация промежуточной аттестации обучающихся с УО и оценивание образовательных результатов по итогам учебных периодов (полугодия, года). 4.1.13. Промежуточная (полугодовая, годовая) аттестация обучающихся с УО - процедура установления уровня достижения промежуточных результатов 4.1.14. освоения учебных предметов, курсов, дисциплин предусмотренных АООП. 4.1.15. Промежуточная аттестация направлена на установление фактического уровня освоения АООП обучающимися с УО и является средством контроля за выполнением рабочих (учебных) программ и календарно-тематического графика изучения учебных предметов. 4.1.16. Промежуточная аттестация обучающихся с УО подразделяется на полугодовую и годовую оценку образовательных результатов . 4.1.17. Промежуточная аттестация по полугодиям проводится для обучающихся с УО 2-9 классов. Обучающиеся аттестуются по всем предметам учебного плана. 4.1.18. Отметка обучающимся за полугодие выставляется по результатам текущего контроля успеваемости (текущих отметок). 4.1.19. Промежуточная годовая аттестация обучающихся с УО 2-9 классов по учебному предмету осуществляется на основе отметок за полугодия. 4.1.20. При выставлении итоговых оценок за год педагогические работники руководствуются следующим: итоговая отметка выставляется по правилам математического округления. 4.1.21. Результаты промежуточной годовой аттестации обучающихся с УО по Варианту 1 АООП не являются основанием для перевода их в следующий класс, но лежат в основе принятия коллегиального решения Психолого-педагогическойкомиссии Образовательной организации о продолжении обучения по Варианту 1 АООП или рекомендаций родителям (законным представителям) обучающегося с УО об уточнении специальных условий обучения для его перевода на обучение по Варианту 2 АООП. 5. Особенности оценки предметных результатов обучения по Варианту 2 АООП обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР. 5.1. Оценка предметных образовательных результатов обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (далее - обучающиеся с глубокой УО) проводится без выставления отметок. 5.2. Промежуточная полугодовая и годовая аттестация обучающихся с глубокой УО осуществляется в течение последних двух недель учебного периода(полугодия, года) года путем наблюдения за выполнением обучающимся специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. 5.3. При оценке результативности обучения важно учитывать затруднения обучающихся с глубокой УО в освоении отдельных предметов (курсов) и образовательных областей, которые не должны рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом. 5.4. Система оценки образовательных результатов отражает степень выполнения обучающимся с глубокой УО СИПР и учитывает следующие компоненты: -что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода, -что из полученных знаний и умений он применяет на практике, -насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет. Выявление результативности обучения должно происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся с глубокой УО должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности выполнения заданий обучающимся с глубокой УО. 5.5. Оценка результативности обучения осуществляется через комплексные показатели, основанные на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий и степени самостоятельности выполнения заданий обучающимся с глубокой УО по каждому предмету. Показатели комплексной оценки предметных результатов обучения представлены в Таблице 3 Показатели оценки предметных образовательных результатов № п/п 1 2 3 Показатели комплексной оценки предметных образовательных результатов Сформированность представлений Представление отсутствует Представление на уровне: - использования по прямой подсказке - использования с косвенной подсказкой (изображение) - самостоятельного использования Оценка достижений предметных результатов по практической составляющей(фактическая способности к выполнению учебного действия) - не в ыполняет, помощь не принимает - выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи. - выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом. - выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу - выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции. - выполняет самостоятельно по вербальному заданию Оценка достижений предметных результатов по знаниевой составляющей (фактическая способность к воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания) - не воспроизводит при максимальном объеме помощи педагога - воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и пробелами - воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками - воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками. - воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок - воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу 5.6. Продвижение обучающегося с УО относительно самого себя отслеживается на основании сравнения показателей в соответствии с п.5.6. настоящего Положения за первое и второе полугодие учебного года , которые фиксируются в ИОМ обучающегося с ОВЗ и в Карте мониторинга предметных результатов обучения (Приложение 3 к настоящему Положению). Педагог делает вывод о динамике усвоения обучающимся с глубокой УО учебного материала за учебный год по каждому предмету по всем показателям по следующей шкале: • 0 - отсутствие динамики или регресс. • 1 - динамика в освоении минимум одной операции, действия. • 2 - минимальная динамика. • 3 - средняя динамика. • • 4 - выраженная динамика. 5 - полное освоение действия. 6. Заключительные положения 6.1. Настоящее Положение обязательно для исполнения участниками образовательных отношений. 6.2. За нарушение требований настоящего Положения работники Образовательной организации, осуществляющие педагогическую деятельность, несут дисциплинарную ответственность. в соответствии трудовым законодательством Российской Федерации. 6.3. Настоящее Положение вступает в силу со дня его утверждения приказом руководителя Образовательной организации.