Задачи: 1. Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и укрепление здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма. 2. Реализовать систему мероприятий, направленных на развитие самостоятельности, инициативности, любознательности и познавательной активности. 3. Проводить просвещения родителей по педагогическим, воспитательным, оздоровительным вопросам детей в летний период. 4. Повышение компетентности педагогов в вопросах организации летней оздоровительной работы, мотивация педагогов на улучшение качества организации летнего отдыха дошкольников. Задачи работы с детьми: «Физическое развитие»: 1. Укреплять здоровье детей путем повышения адаптационных возможностей организма, развивать двигательные и психические способности, способствовать формированию положительного эмоционального состояния. 2. Всесторонне совершенствовать физические функции организма. 3. Повышать работоспособность детского организма через различные формы закаливания. 4. Формировать интерес и потребность в занятиях физическими упражнениями. 5. Удовлетворять естественную потребность в движении, создавать условия для демонстрации двигательных умений каждого ребенка. 6. Способствовать предупреждению заболеваемости и детского травматизма. «Художественно-эстетическое развитие»: 1. Закреплять и углублять музыкальные впечатления, полученные в течение года. 2. Поддерживать инициативу детей в импровизации. 3. Активизировать воображение, инициативу, творчество ребенка. 4. Развивать основы музыкально-театральной культуры, духовно обогащать детей положительными эмоциями 5. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации. 6. Развивать коммуникативные навыки в различных ситуациях общения: со сверстниками, педагогами, родителями и другими людьми. 7. Приобщать детей к наблюдению за действительностью, развивать умение видеть мир глазами творца-художника. 8. Предоставить свободу в отражении — доступными для ребенка художественными средствами — своего видения мира. 9. Развивать умения передавать настроение, состояние, отношение к изображаемому, экспериментировать с различными видами и способами изображения. 10. Создавать максимальную свободу для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психологическое пространство. «Познавательное развитие»: 1. Удовлетворять детскую любознательность, не подавляя при этом интереса к узнаванию природы, формировать необходимые для разностороннего развития ребенка представления о ней, прививать навыки активности и самостоятельности мышления. 2. Развивать навыки общения со сверстниками, взрослыми и окружающей природой с ориентацией на ненасильственную модель поведения. 3. Обеспечить широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира. «Социально – коммуникативное развитие»: 1. Развивать игровую деятельность воспитанников; 2. Приобщение к элементарным общепринятым нормам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; 3. Продолжать работу по формированию гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств; 4. Развивать трудовую деятельность, воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей, его результатам; 5. Формировать представление об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них. «Речевое развитие» 1. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми. 2. Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности. 3. Практическое овладение воспитанниками нормами речи. 4. Речевое стимулирование (повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, напоминание, уточнение) - формирование элементарного реплицирования. 5. Поддержание социального контакта (фатическая беседа, эвристическая беседа). 6. Совместная предметная и продуктивная деятельность детей (коллективный монолог). 7. Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей. Принципы планирования оздоровительной работы. При планировании оздоровительной работы в дошкольных отделениях следует придерживаться следующих принципов: 1) комплексное использование профилактических, закаливающих и оздоровительных технологий; 2) непрерывное проведение профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий; 3) преимущественное использование немедикаментозного оздоровления; 4) использование простых и доступных технологий; 5) формирование положительной мотивации у детей медицинского персонала и педагогов к проведению профилактических закаливающих и оздоровительных мероприятий; 6) повышение эффективности системы профилактических и оздоровительных мероприятий за счет соблюдения элементарных правил и нормативов: оптимального двигательного режима, физической нагрузки, санитарного состояния учреждения, организации питания, воздушно-теплового режима и водоснабжения. Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми 1) утренняя гимнастика; 2) прогулка; 3) двигательная активность; 4) сон без маек, при открытых форточках (в теплое время); 5) проветривание помещений; 6) гимнастика после дневного сна с закаливающими процедурами; 7) хождение по ребристой дорожке; 8) занятия, прогулки, походы; 9) совместные досуги с родителями; 10) спортивные праздники и развлечения; 11) неделя здоровья; 12) соревнования; Формы оздоровительных мероприятий в летний период. Утренняя гимнастика. Цель проведения – повышение функционального состояния и работоспособности организма, развитие моторики, формирование правильной осанки, предупреждение плоскостопия. Традиционная гимнастика включает в себя простые гимнастические упражнения с обязательным включением дыхательных упражнений; упражнения с предметами и без предметов; упражнения на формирование правильной осанки; упражнения с использованием крупных модулей, снарядов, простейших тренажеров. Коррекционная гимнастика включает в себя комплексы специальных упражнений в соответствии с характером отклонений или нарушений в развитии детей. Продолжительность УГ для всех возрастных групп не менее 10 минут. Подвижные игры. Рекомендуются игры средней и малой подвижности. Выбор игры зависит от педагогических задач, подготовленности, индивидуальных особенностей детей. Виды игр: 1) сюжетные (использование при объяснении крошки-сказки или сюжетного рассказа); 2) несюжетные с элементами соревнований на разных этапах разучивания; 3) дворовые; 4) народные; 5) с элементами спорта (бадминтон, футбол, баскетбол). Подвижные игры проводятся на воздухе, на спортивной площадке ежедневно, в часы наименьшей инсоляции. Продолжительность игр для всех возрастных групп 10—20 минут. Двигательные разминки (физминутки, динамические паузы). Их выбор зависит от интенсивности и вида предыдущей деятельности. Варианты: 1) упражнения на развитие мелкой моторики; 2) ритмические движения; 3) упражнения на внимание и координацию движений; 4) упражнения в равновесии; 5) упражнения для активизации работы глазных яблок. 6) упражнения в равновесии; 7) упражнения для активизации работы глазных мышц; 8) гимнастика расслабления; 9) корригирующие упражнения (в соответствии с характером отклонений или нарушений в развитии детей); 10) упражнения на формирование правильной осанки; 11) упражнения на формирование свода стопы. Проводятся на воздухе, на спортивной площадке ежедневно, в часы наименьшей инсоляции. Продолжительность: старшая группа — 10 минут; подготовительная группа— 12 минут. Элементы видов спорта, спортивные упражнения. Способствуют формированию специальных двигательных навыков, воспитанию волевых качеств, эмоций, расширению кругозора детей. Виды спортивных упражнений: 1) катание на самокатах; 2) езда на велосипеде; 3) катание на роликовых коньках; 4) футбол; 5) баскетбол; 6) бадминтон. Прикладное значение спортивных упражнений: восприятие соответствующих физических навыков и бережное отношение к инвентарю. Проводятся на воздухе, на игровой или спортивной площадке ежедневно, в часы наименьшей инсоляции. Продолжительность: младшая группа – 10 минут старшая группа — 12 минут; подготовительная группа — 15 минут. Гимнастика пробуждения. Гимнастика после дневного сна. Гимнастика сюжетно-игрового характера. Разминка после сна проводиться с использованием различных упражнений: 1) с предметами и без предметов; на формирование правильной осанки; на формирование свода стопы; имитационного характера; сюжетные или игровые; с простейшими тренажерами (гимнастические мячи, гантели, утяжелители, резиновые кольца, эспандер); 7) на развитие мелкой моторики; 8) на координацию движений; 9) в равновесии 10) на развитие мелкой моторики; 11) на координацию движений; 12) в равновесии. Место проведения – спальня. Гимнастика пробуждения для всех возрастных групп продолжительностью— 3—5 минут. Гимнастика после дневного сна для всех возрастных групп — 7— 10 минут. Индивидуальная работа в режиме дня. Проводится с отдельными детьми или по подгруппам с целью стимулирования к двигательной активности, самостоятельным играм и упражнениям. Предусматривает оказание помощи детям, не усвоившим программный материал на занятиях, имеющим нарушения в развитии. Содействует укреплению здоровья и улучшению физического развития ослабленных детей, исправлению дефектов осанки. Проводится в спортивном зале. Время устанавливается индивидуально. Закаливающие мероприятия. Система мероприятий с учетом состояния здоровья, физического развития, индивидуальных особенностей детей: 1) элементы закаливания в повседневной жизни (умывание прохладной водой, широкая аэрация помещений, обтирание, обливание до пояса); 2) закаливающие мероприятия в сочетании с физическими упражнениями (правильно организованная прогулка, солнечные и водные процедуры в сочетании с физическими упражнениями); 3) специальные водные, солнечные процедуры, которые назначаются врачом. Система закаливающих мероприятий - Воздушно- температурный режим: для всех типов помещений верхняя граница допустимой температуры воздуха может достигать не более 28°С, нижняя граница идентична холодному периоду года (19-22), обеспечивается рациональное сочетание температуры воздуха и одежды детей. - Одностороннее проветривание: В холодное время проводится кратковременно (510 мин). Допускается снижение температуры на 1-2 °С. - Сквозное проветривание (в отсутствии детей): В холодное время проводится кратковременно (5-10 мин). Критерием прекращения проветривания является температура воздуха, сниженная на 2-3 °С. - Утром перед приходом детей. Прием детей на воздухе. К моменту прихода детей температура воздуха восстанавливается до нормальной. 2) 3) 4) 5) 6) - Перед возвращением детей с дневной прогулки: К моменту прихода детей температура воздуха восстанавливается до нормальной. - Во время дневного сна, вечерней прогулки: В теплое время года проводится в течение всего периода отсутствия детей в помещении. Обеспечивается состояние теплового комфорта соответствием одежды, температуры. - Утренняя гимнастика: В летний период на улице. - Физическая культура: Проводится ежедневно на свежем воздухе, одежда облегченная. Одежда и обувь соответствуют метеорологическим условиям. - Хождение босиком: ежедневно. 1) 2) 3) 4) 5) 6) 1) 2) 1) 2) 1) 2) 3) 1) 2) 3) 1) 2) - Водные процедуры: Гигиенические процедуры: умывание, мытье рук до локтя водой комнатной температуры, мытье ног. Организация детской деятельности Мир природы Календарь сезонных наблюдений, явлений (насекомыми, растениями, птицами и т.д.) Природа края, в котором мы живём. Организация работы в цветнике и огороде. Тайны природы, лекарственные и ядовитые растения. Требования к проведению целевых экскурсий. Профилактическая работа по предупреждению отравлений ядовитыми растениями. Игра Требования к содержанию и размещению игрового оборудования на летних площадках. Организация разных видов игр в летний период. Художественно-изобразительная деятельность Нетрадиционные приёмы в изобразительной деятельности. Развитие детского творчества. Летние праздники и досуги Знакомим детей с русскими народными праздниками. Основные требования в организации праздника. Тематика и подбор материала праздников и досугов к проведению активного отдыха в летний период. Основы безопасности жизнедеятельности детей Инструктажи. Изучаем правила пожарной безопасности. Организация работы «Внимание дорога». Организация работы с родителями Консультаций для родителей. Взаимодействие с родителями в летний период (дни открытых дверей, интересными людьми живущими рядом, совместная трудовая деятельность). Таким образом, проделанная работа по тематике, а это раскрытие теоретических и практических подходов окажет помощь всем педагогам детских садов в их многообразной работе. Летом продолжается систематическая и полномочная работа по разделам программ. Все виды деятельности переносятся на воздух. Каждому виду отводится место и время в распорядке дня. Организация режимных моментов. - Переход на режим дня в соответствии с теплым периодом года: Прием детей на участках детского сада, прогулка – не менее 3 часов в день, игровая и оздоровительная деятельность на свежем воздухе; наличие музыкального центра для музыкального фона. Продолжительность дневного сна не менее 2,5 часов. - Организация водно-питьевого режима. - Организация закаливающих процедур. Наличие индивидуальных полотенец для рук и ног; таза, лейки. Условия для физического развития - Организация безопасных условий пребывания детей в дошкольных отделениях: Наличие аптечки первой помощи, исправного оборудования на прогулочных площадках. - Формирование основ безопасного поведения и привычки к здоровому образу жизни: Наличие дидактического материала для: работы по ОБЖ, обучения детей правилам дорожного движения, работы по формированию ЗОЖ. - Организация оптимального двигательного режима: Наличие физкультурного оборудования, проведение коррекционной и профилактической работы (коррекция, осанки, плоскостопия и др.) Организация образовательной деятельности по физической культуре, спортивных праздников и развлечений. Условия для познавательного и экологического развития - Организация труда и наблюдений в природе: Наличие цветника, огорода, уголка природы в группах; оборудования и пособий (лопатки, лейки, грабли). - Организация игр с песком и водой: Наличие исправных песочниц на участках, лейки для обработки песка, лопат. Условия для развития изобразительного творчества - Организация изобразительного творчества и ручного труда: Наличие традиционных и нетрадиционных материалов для изобразительной деятельности и ручного труда (картон, цветная бумага, клей, ножницы, нитки, тесто, ткань, овощи). Организация выставки детских работ. Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Организация двигательного режима - Прием и утренняя гимнастика на воздухе: Все возрастные группы. - Дыхательная гимнастика: Все возрастные группы (ежедневно после дневного сна). - Физкультурная деятельность: Все возрастные группы (3 раза в неделю). - Двигательные разминки (физминутки; дыхательная и артикуляционная гимнастика, ритмические движения под музыку; задания на мелкую моторику; координационные упражнения и на улучшение внимания; на равновесие; на расслабление и др.) - Оздоровительная ходьба по детскому саду на развитие дыхания: Все возрастные группы (еженедельно). - Дозированный бег для развития выносливости: Все возрастные группы (ежедневно в конце прогулки по индивидуальным показателям). - Развитие основных движений (игры с мячом, прыжки, упражнения в равновесии и т.д.): Все возрастные группы (ежедневно на прогулках, подгруппами и индивидуально). - Подвижные игры на прогулке: Все возрастные группы (ежедневно). - Физкультурные досуги и развлечения: Все возрастные группы (еженедельно). Закаливающие мероприятия - Воздушные ванны: Все возрастные группы (ежедневно в теплую погоду). - Прогулки: Все возрастные группы (ежедневно). - Хождение босиком по песку и траве: Все возрастные группы (ежедневно в тёплую погоду). - Обширное умывание: Все возрастные группы (ежедневно). - Мытье ног: Все возрастные группы (ежедневно). Деятельность сотрудников в осуществлении физкультурно-оздоровительной работы летом. Руководитель: - создание необходимых условий для укрепления здоровья детей, для обеспечения их питания. -обеспечение выполнения санитарно-гигиенических правил, противопожарных мер, условий по охране и здоровья детей. - обеспечение медико-педагогического контроля за проведением физкультурнооздоровительных мероприятий. - организация проведения обучения и инструктажа по технике безопасности и охране труда. Медсестра- отслеживает и делает профилактические прививки. - проверяет организацию питания в группах. - следит за санитарно-гигиеническим состоянием пищеблока, групповых помещений учреждения. - проводит санитарно-просветительскую работу среди сотрудников и родителей дошкольного учреждения. - следить за выполнением графика получения пищи по группам. - ведет бракераж готовой продукции - проверяет организацию питания в группах. Заведующий хозяйством: - контроль качества поставляемых продуктов, соблюдение правил их хранения и реализации. - следит за качеством приготовления пищи. - ведет бракераж сырых и скоропортящихся продуктов - своевременно производит замену постельного белья. - следит за состоянием оборудования, здания, помещений, территории во избежание травмоопасных ситуаций. - контролирует соблюдение правил противопожарной безопасности. Старший воспитатель: - осуществляет контроль за режимом дня. - осуществляет подбор пособий и игрушек в соответствии с гигиеническими требованиями к ним, с учетом возрастных особенностей детей. - проводит консультативную работу среди родителей и педагогов по вопросам физического развития и оздоровления детей. Педагог-психолог: - наблюдает за динамикой комфортного пребывания детей в детским саду. - проводит динамику психического здоровья детей и их эмоционального благополучия. - профилактика дезадаптивного поведения детей (в случае объединения групп) - осуществление психологического просвещения родителей по вопросам воспитания детей в летний период, консультирование по вопросам, касающимся закономерностей психологического развития детей, а также по запросам родителей. Музыкальный руководитель: - способствует развитию эмоциональной сферы ребёнка. - проводит музыкальные игры. - занимаемся развитием движений детей на образовательной деятельности музыкальных и в свободное время. - участие в проведении утренней гимнастике, физических досугах и праздников. Воспитатели: - контролируют физкультурно-оздоровительную работу. - проводят физкультурную деятельность, физкультурные досуги и праздники, индивидуальную работу по развитию и коррекции двигательных навыков. - проводят просветительскую работу с родителями по вопросам здорового образа жизни и использование элементов физической культуры в домашних условиях. - проводят утреннюю гимнастику, пальчиковую гимнастику, гимнастику после сна, физкультминутки, подвижные игры, спортивные упражнения, индивидуальную работу по развитию движений, закаливающие мероприятия. - соблюдения режима дня. - следят за здоровьем детей и их эмоциональном состоянием, информируют об этом медицинскую сестру, заведующего, педагога-психолога. - следят за температурным режимом, искусственным освещением, одеждой детей. - следят за состоянием физического здоровья детей и проведении закаливающих мероприятий. - проводят просветительную работу среди родителей и детей. - осматривают детей во время утреннего приёма. - оказывают доврачебную помощь.